Итак, вчера мы знакомились с очаровательной дамой, которая вскружила голову королю Августу Сильному и получила всё, о чём только могла мечтать женщина той эпохи, начала XVIII века. Но и головокружительной карьере может настать конец, особенно если ты неосторожен.
Возможно, если бы графиня была бы рядом с королём только в качестве возлюбленной, супруги, она и не нажила бы стольких врагов. Но Анну-Констанцию интересовала власть... Она активно вмешивалась в политику. Канцлер Августа был отстранён именно "благодаря" вмешательству графини, но она на этом не остановилась, наживая себе всё больше врагов как при саксонском дворе, так и польском.
А король тем временем начал уставать от своей, несомненной, блестящей, но слишком уж властной фаворитки... А характер у графини был буйный. Один из придворных писал о ней: "Красивая, хорошо сложенная, прекрасно владевшая собой, с прекрасным цветом лица, с красивыми глазами, ртом, зубами, которые, правда, начали портиться. Она была очень умной, очень живой, всегда в одинаковом расположении духа и очень остроумной. Говорила много, но никому это не надоедало. Очень откровенная, она никогда не лицемерила и всем говорила правду, поэтому у нее было много врагов. Резкая и вспыльчивая, храбрая, одинаково хорошо владевшая саблей и пистолетом, Анна-Констанция не была злопамятной. Очень экономная, она умела копить деньги, однако не принимала взяток. Ревнивая до умопомрачения, она преследовала своих соперниц как только могла и старалась изгнать их из королевского двора. Сам король побаивался её и относился к ней с большой осторожностью. Так как у него было множество любовниц, он был вынужден выдумывать тысячи уверток, чтобы отделаться от ее постоянного наблюдения. Она так командовала им и так за ним наблюдала, что ему зачастую удавалось с большим трудом свободно располагать своим собственным временем, и совещания с министрами, строительство, охота и многое другое служило ему поводом, чтобы сбежать от неё".
Когда однажды графиня узнала, что в Варшаве у короля появилась некая девица, дочь виноторговца, то, вне себя, написала письмо: "Я не намерена следовать по стопам Ваших прочих любовниц. Ради Вас я бросила мужа, погубила репутацию, и сделала всё это, поскольку Вы клялись мне в вечной верности. Я не сбираюсь сносить от вас обиды, разве что вы расплатитесь за них жизнью. Сперва я размозжу Вам голову из пистолета, а потом покончу с собой. Пусть это будет мне наказанием за глупость полюбить Вас". А когда, только что разродившись третьим ребёнком, графиня узнала, что и варшавянка родила королю дочь, то, сперва в ярости заявила, что ту нужно утопить. А, будь на то её власть, она и мать утопила бы. А потом пригрозила – если король посмеет признать ребёнка, она прямо сейчас, не оправившись после родов, немедленно отправится в Варшаву и сама расправиться с соперницей.
Король же... Король устал от таких страстей. Когда в 1713 он в очередной раз отправился в Польшу, ему представили очаровательную Марию-Магдалину фон Денхоф, которая "была достаточно мила, чтобы нравиться, но недостаточно умна для того, чтобы править". Графиня на этот раз не стала сопровождать короля – быть может, это и было её ошибкой. Вдали от Анны-Констанции королю легче было убедить себя в том, что она ему не так уж и нужна, а окружающим – убедить короля в том, что от графини Козель нужно поскорее избавиться. Тихая, скромная Мария-Магдалина была "всего лишь" красавицей, и завоевать сердце короля ей поначалу не удалось. Но советники настаивали на том, чтобы король обзавёлся ещё одной, "местной" фавориткой, и постепенно король растаял.
А остававшаяся в Дрездене графиня, узнав о происходящем, решила, наконец, ехать к королю. Но тихоня фон Денхоф, получив инструкции от тех, кто стоял за ней, плакала и говорила королю, что опасается за свою жизнь, если известная своим скандальным характером графиня фон Козель приедет в Варшаву. И графиню просто-напросто не пустили в Польшу, преградив дорогу её карете. Долго пришлось убеждать её вернуться, и графиня в конце концов вернулась в свой роскошный дворец в Пильнице. Не в Дрезден – туда собирался вернуться король вместе с новой фавориткой. О, графиня была в ярости... Быть может, если бы она смирилась с отставкой, то история её бы была не столь печальная. Но молчать и бездействовать Анна-Констанция фон Козель не могла. Да, в конце концов она вернула подаренное при "помолвке" кольцо, и даже обязалась никогда не появляться там, где будет король, но...
В 1715 она сбежала в Берлин, где хранился тот самый документ, который когда-то подписал Август, обещая жениться... Своим побегом она дала повод считать себя преступницей. В 1716 графиня была арестована и отправлена сперва в Лейпциг, потом в замок Носсен, а затем, наконец, в замок Штольпен – тот самый замок, мимо которого она когда-то проезжала, охотясь с королём. Тогда, когда Август ещё сходил с ума от любви к ней.
Анне-Констанции было тогда тридцать шесть лет. Всего тридцать шесть! Всё ещё красивая и энергичная женщина. Что бы он сказала, если бы знала, что в этой довольно мрачной крепости ей доведётся провести всю жизнь, оказавшуюся очень длинной?..
Август так никогда и не выпустил её. Даже когда беспокоивший его документ о возможном заключении брака оказался уничтожен. Видимо, слишком опасался своей бывшей возлюбленной.
Жизнь Анны-Констанции в заключении не была такой уж ужасной, как можно представить. У неё были свои апартаменты в одной из башен, она получала весьма достойное содержание. Графиня, пытаясь занять себя, стала заниматься алхимией, и даже иудейской теологией. Шли годы, она постепенно привыкала к одиночеству. Даже собственным детям не давали её навещать. Однако она надеялась, что рано или поздно выйдет из крепости. Кто бы не надеялся? С королём она, как говорят, увиделась ещё раз лишь однажды, спустя одиннадцать лет. Но это нельзя назвать встречей – графиня просто окликнула его, когда он проезжал мимо, а он молча поскакал дальше.
В 1733 Август Сильный скончался. Но смерть короля не освободила графиню, она так и осталась в крепости, разве что ей разрешили принимать гостей. Да, дочери и сын тоже смогли её навещать, но за долгие годы разлуки они стали совершенно чужими друг другу, к тому же дети винили мать в том, что из-за своего упрямства она лишила их и положения, и состояния...
Графиня фон Козель умерла в 1765, проведя в заключении сорок девять лет из восьмидесяти четырёх! Почти две трети длинной жизни..
P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!