Октябрь 1972 года. Роберт Плант и Джимми Пейдж из LED ZEPPELIN отправились в Бомбей, чтобы джемовать там с индийскими музыкантами. Это то, что было известно всем.
Отсутствие подробной информации только усилило мифологический аспект трех визитов участников LED ZEPPELIN в Индию. В начале 70-х они трижды побывали там в течение 12 месяцев.
Первый раз Джимми Пейдж и Роберт Плант отправились в Бомбей после окончания японского турне ZEPPELIN. Это было в сентябре 1971 года.
Несколько месяцев спустя, в феврале 1972 года, по дороге на концерт в Австралию они вновь добрались туда, на этот раз с тур-менеджером Ричардом Коулом.
Но началось всё с того, что их не пустили в Сингапур, поскольку в те годы там нельзя было находиться с такими длинными волосами и бородами. Что ж, троица рванула в Бомбей и колесила по городу, вооруженная 8-миллиметровыми пленочными камерами.
Видео, снятое Пейджем в Бомбее:
Но самой интригующей из трех была поездка в октябре 1972 года. После шестидневного тура ZEPPELIN по Японии Пейдж, Плант и Коул обосновались в бомбейском пятизвездочном отеле «Тадж-Махал», а затем сыграли в Бомбее концерт.
Их приезд в страну пришелся на то время, когда индийская рок-музыка была ещё в зачаточном состоянии. Но в Бомбее уже было несколько рок-групп - ATOMIC FOREST, HUMAN BONDAGE, VELVETTE FOGG.
«В начале 70-х в Индии не так уж много оригинальной музыки исполнялось на английском языке, в основном - на хинди», - объясняет Нанду Бхенде, вокалист VELVETTE FOGG. «Была небольшая англоязычная сцена среди студентов колледжей в мегаполисах - Бомбее, Дели, Бангалоре, Калькутте - но честно говоря, мы просто копировали LED ZEPPELIN и другие группы. Много времени ещё прошло, прежде чем мы, сохранив все эти влияния, начали создавать собственную музыку».
Бхенде впервые вживую столкнулся с Пейджем и Плантом в отеле «Тадж-Махал», когда они остановились там во время своей третьей индийской поездки.
«В нижнем этаже отеля был ночной клуб, где выступала наш рок-группа, а Плант и Пейдж пришли на нашу репетицию, - вспоминает он. «Я помню, как Плант сел за барабанную установку и чуть было не сломал ее, уж очень сильно он стучал. Он был повсюду. Он хотел во всем участвовать. А Пейдж был очень тихим, просто сидел и не слишком много общался. Вообще, я был довольно-таки удивлен. Их музыка, их звучание были очень мощными. Всё это было похоже на проявление мачо, но в реальной жизни они оказались совсем не такими».
Несколько дней спустя, 16 октября, Плант и Пейдж дали импровизированный концерт в бомбейском ночном клубе Slip Disc в сопровождении двух местных музыкантов. И в тот вечер Бхенде был среди зрителей. «Slip Disc был настоящей дырой, очень маленький зал», - вспоминает он. «Но он был неплохо упакован, аппарата - больше, чем надо. А у Планта и Пейджа не было с собой никакого оборудования, и они не репетировали с местными музыкантами. Наших было двое - Ксеркс Гобхай, это басист из HUMAN BONDAG, и мой барабанщик Джамиль Шейх.
Я помню, как Пейджу предложили какой-то Stratocaster, но он был в очень плохом состоянии, и Пейдж взял старую немецкую гитару моего товарища по группе и играл на ней. Они начали с Rock And Roll и играли его 20 или 25 минут, превратив в длинный джем. После этого Плант сказал в микрофон несколько добрых слов о Бомбее, и тут они сыграли Black Dog. Толпа в зале сошла с ума».
Шоу было записано на бобину постоянным ди-джеем клуба Арулом Харрисом, её забрал Кейт Канги из группы ATOMIC FOREST. К сожалению, на текущий момент запись считается утерянной. Также, как и какие-либо подробности о концерте, но басист Гобхай вспомнил, что он точно играл в тот вечер Whole Lotta Love. Журналист Халид Мохаммед впоследствии утверждал, что Плант и Пейдж якобы сыграли тогда ещё никому не известный Kashmir, однако эксперты ZEPPELIN настаивают на том, что Kashmir точно не существовал до 1973 года.
Прошло несколько дней, и 19 октября 1972 года Пейдж и Плант сделали запись с бомбейскими музыкантами, которая позже была выпущена ограниченным тиражом как альбом.
Читать также:
- «THE ROLLING STONES» подтвердили участие Пола Маккартни в их предстоящем альбоме