- Итак, выемка при выездной налоговой проверке – довольно распространенное мероприятие в силу прямого указания на возможность ее проведения налогового закона (ст. 94 НК РФ).
- Но вправе ли налоговики устроить ее при проведении камеральной проверки?
На первый взгляд ответ кажется простым. Редакция пункта 1 ст. 94 НК РФ прямо говорит о том, что выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего именно выездную налоговую проверку.
Однако чиновники любят использовать в своих интересах не самую удачную редакцию подп 3 п.1 ст.31 НК, которая указывает на общую возможность производить выемку документов у налогоплательщика в случаях, когда есть «достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены».
Таким образом, проверяющие могут предпринять попытку проведения выемки в организации или у ее контрагентов и в ходе камеральной проверки, если не получат ответов на запросы о представлении документов в тех случаях, когда п.8, 8.1., 8.9. ст. 88 НК предусматривают для бизнесменов обязанность такого представления.
Не стоит забывать и о «творческом» подходе российских судов к толкованию положений Кодекса, если того требуют интересы бюджета. Вполне возможно, что судьи, принимая сторону ИФНС, заявят, что прямого запрета на совершение выемки в ходе камеральной проверки закон не предусматривает. Так что стоит быть морально готовым к тому, что фискалы найдут основания для выемки и в ходе «рядовой» камеральной проверки налоговой декларации по НДС. А также к тому, что у них всегда есть возможность задействовать оперативников для проведения ОРМ «обследование помещений» и изъятия нужных документов и электронных носителей информации, просто направив им соответствующее заявление (сообщение) о наличии в действиях предпринимателя возможных признаков налогового преступления.
Судебная практика по данному вопросу также неоднозначна. Некоторые суды поддерживают чиновников (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.12.2008 №А69-1860/08-8-Ф02-6399/08).
Другие считают, что проводить выемку в ходе камеральной проверки инспекция не вправе (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 01.07.2009 № Ф04-3822/2009(9598-А70-41).
Поэтому компании стоит самостоятельно принять решение обжаловать или нет действия налоговиков в данном случае.
- Инспекция вправе потребовать у компании документы и предметы в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля (пункт 6 ст.101 НК РФ), т.е. налоговая выемка возможна и после проверки .
Если требование в срок не будет исполнено, у проверяющих появится право провести выемку предметов и документов (ст. 93 НК РФ). Если налогоплательщик представит документы и предметы уже после составления справки по результатам выездной проверки, то проверяющие все равно могут провести выемку
- Выемку можно провести в рамках налоговой проверки самой компании, а не ее контрагента.
Предположение о том, что контрагент как - то связан или фактически аффилирован с проверяемой компанией не является законным основанием для проведения у него выемки и изъятия имущества (Определение ВС от 18.01.2022 по делу №А06-14570/2019, постановление АС Московского округа от 08.08.2022 по делуА40-132841/2021).
Тот факт, что на территории компании обнаружены документы, которые касаются финансово-хозяйственной деятельности проверяемого налогоплательщика также не свидетельствует о законности выемки (Постановление АС Московского от 14.04.2022 по делу №А40-17483/2021).
Однако не так давно ФНС «расширила полномочия» проверяющих, допустив выемку документов одной фирмы на территории другой, если компанию и ее контрагентов подозревают в создании схемы для получения необоснованной налоговой выгоды (письмо ФНС от 17.09.2021 № СД-4-2/13234@).
Безусловно, подобные действия необходимо тщательно мотивировать в постановлении, приведя достаточное количество доказательств подконтрольности и взаимозависимости коммерческих структур. Однако реальное исполнение этого условия налоговиками будет скорей всего хромать «на обе ноги».
Итак, налоговая выемка предметов и документов – одно из наиболее болезненных по своим последствиям мероприятий налогового контроля для налогоплательщика. При этом НК РФ оставляет лазейки для налоговых инспекторов, нечетко устанавливая перечень ситуаций (выездная, камеральная проверка), когда выемка возможна. ФНС РФ и суды также постоянно стремятся расширить полномочия проверяющих, в т.ч. в части возможности проведения проверки у контрагента компании.
Об основаниях проведения выемки и общих правилах ее проведения можно далее прочитать, соответственно, здесь и здесь.