Ритуал не обязательно имеет внешнюю цель. Саму цель - да, каждый ритуал имеет цель, иначе это просто спектакль. Если нет осознанного понимания, зачем совершается ритуал, что он должен сделать, то в нем нет никакого смысла. Порой именно так бывает, особенно с ритуалами религиозными, которые выполняются по привычке, и вопрос о том, какой эффект производит ритуал, зачем он нужен, даже не ставится.
Так что цель всегда должна быть! Но не всегда эта цель внешняя, ритуал может быть рассчитан на воздействие на ваш внутренний мир, на изменение в вас, внутри, а не снаружи. Это путь теургии, на котором ритуал служит инструментом духовного роста.
Так было всегда, и изначально между магией и религией вообще не делалось никаких различий, но где-то в районе античности они начали восприниматься как вещи разные, и древнему Риму мы обязаны идеей праведной религии, с ее ритуалами, и греховной магии – с ее ритуалами и образом ведьмы как жуткой старухи, которая детей ест.
Но это разделение на магию и религию привело и к новому их объединению, в котором магия стала восприниматься как более высокая ступень взаимодействия с божественным. Религиозные ритуалы – начало, стартовый уровень. Магические ритуалы, прямое обращение к богам, духам и прочее, их призыв – уровень более высокий, к которому надо прийти для серьезной работы.
Это сохранилось в тысячелетиях, а само понятие «теургии» то есть магии, направленной на обретение связи с божественным, духовной магии, ввел в широкое обращение Ямвлих, живший в 3 веке, философ, маг, последователь неоплатонизма.
Ямвлих учил, что все боги – это проявления Единого, все божества воплощают разные стороны и грани мира, но мир-то един! И в его теургии есть четыре стадии:
1 – очищение души,
2 – упражнение мышления,
3 – соприсутствие с богами и созерцание их,
4 – единение с богами, теозис.
Одной только верой и рассуждениями ничего достигнуть нельзя, нужны дела, причем дела духовные, молитвы, ритуалы, прорицания, вызывания духов и почитание богов – все это устанавливает связи с божественным.
Тот, кто достиг четвертого уровня теургии, становится един с самой Вселенной, и ему не нужна больше магия, молитвы и ритуалы. Его природа уже не столько человеческая, сколько божественная, и сама его Воля творит то, что необходимо.
Маг начинает с простых религиозных церемоний, как все, но ими не ограничивается. Он идет дальше, и обращается к духам, божествам, сначала низкого уровня, к местным богам, почитаемы в его городе, к каким-то хранителям местности, где он живет и прочее.
Потом идет дальше, учится взаимодействовать с более возвышенным силами, он осваивается на уровне богов Стихий, Планет, небесных тел, он поднимается все выше, и однажды достигает осознания, что все эти боги – грани и стороны одной единой силы. Он взаимодействует с Единым, и постепенно сам обретает божественность.
И вот тут начинается радикальное расхождение между теургией и классическим религиозным восприятием обращения к божеству. Для религии бог – высшая сила, и человека обычно принижают по сравнению с ним. Человек служит, поклоняется и преклоняется, и помыслить не смеет о том, что бы самому занять такое положение.
Теургия воспринимает работу с божественными силами именно как путь духовного роста и развития. Практикуя ее, человек становится совершеннее, обретает новые силы и обожествляется, взаимодействие с богами не цель, а средство, позволяющее самому стать подобным им.
И это совершенно не новость, взаимодействие с духовными силами ради своего развития используется повсеместно, хотя и не обязательно в ритуальной форме.
Буддистский монах медитирует на образе идама, воплощающего в себе силы и качества просветленного ума, созерцает мысленно его образ, читает мантры в его честь, проводит ритуалы. Идам может быть гневным или милосердным, в зависимости от того, в чем нуждаемся адепт, но это не демон или ангел, не высшее существо. Это образ, форма, с которой отождествляется адепт, что бы реализовать свою природу Будды.
Идам воплотит все то, что нужно адепту для достижения этой природы, для нирваны, просветления. Взаимодействуя с ним, адепт сам воспринимает эти качества, настраивает и трансформирует себя. Это, кстати, закрытая техника, передаваемая устно и только посвященным, поскольку к ней надо быть серьезно готовым, и любительские игры с такими методами могут быть губительными.
Иудаизм использует понятие «двекут», означающее постоянное присутствие памяти о боге в мыслях, поступках, во всей деятельности человека. Каждое слово и каждая мысль ведет или к богу или от него. Это практика, направленна на культивацию в себе любви к богу и постоянную память о нем, присутствующую во всех делах, как постоянное мысленное служение, направленное на соединение с богом, достижение состояния единства с ним.
Тут нет ничего и близко внешне похожего на идамов, разумеется, но тут есть постоянное внутреннее присутствие памяти о божественном, постоянная связь с ним и направленность к нему всех мыслей. Это полнота внимания, направляющая разум к духовному.
То же самое делает бхакти-йога, построенная на преданном служении божеству. Ему посвящаются все мысли и поступки, память о боге присутствует в мыслях человека постоянно, и адепт достигает соединения с этим божеством.
Краткий текст Алистера Кроули «Liber Astarte» приводит сжатое описание подобной практики, но существующей в рамках западного оккультизма, и начинается со слов: «Это Книга о Соединении с избранным Божеством посредством преданного служения». Текст описывает ритуальные методы устремления к божественному и слияния с ним.
Адепт создает место для почитания своего божества, в согласии с оккультными правилами – с атрибутами бога, его образом и прочее, готовит возлияние и пищу, посвященную этому бога. Для Вакха в ход пойдут вино, виноград, шишки, Церцере подобают колосья, Нептуну – вода.
И тут важно понимать, что это не подношение, а именно атрибуты, связанные с богом, и пища или напитки тут для самого адепта, как причастие – они подобны божеству, они освящаются в его честь, и принимая их, адепт принимает часть силы, связанной с божеством.
Иногда это вызывает удивление, мол зачем богу воды вода, у него что, мало воды? Так это не богу подарок в виде стакана водички – это то, что связанно с ним, это один из его атрибутов, как вино связано Дионисом, как перо ворона связанно с Одином, оружие с Аресом, и так далее. Это базовые основы ритуальной работы – вы используете атрибуты, аксессуары, благовония, масла, камни и прочее, имеющие связь с силой, к которой обращаетесь. При обращении к Венере-Афродите вы можете задействовать розу, медь, малахит – это не подарок Афродите, это то, что символически связано с Венерой.
Адепт создает ритуал, подобающий божеству – в египетском духе для египетского бога, в греческом – для греческого, как пишет Кроули «Пусть Философ подготовит могущественное призывание избранного Божества в меру своей изобретательности». Адепт совершает ритуалы в честь божества, медитации, создает мантру в его честь, посвящает ему ежедневные бытовые дела, вроде еды и сна, и даже ежедневной физической работы.
Этот путь служения избранному божеству направлен на объединение с ним, достижение единства и обретение его сил и качеств. Кроули, кстати, предупреждает и об опасности такой практики – можно достигнуть успеха и ошибочно решить, что именно это божество истинное и единственное. Но любое божество – это образ, один из многих, и достигнуть контакта с одним из них, а потом решить, что это контакт – мерило духовного опыта всех людей, что вы нашли какого-то настоящего бога и надо теперь навязать всем людям этот путь – это помрачение сознания.
Так же он предупреждает о недопустимости жертв, а особенно увечий, самобичеваний и прочее. Если божество требует по своей сути жертв, то, цитирую: «замени все подобные подношения истинными жертвами, совершающимися в сердце твоем».
Как все это поможет на пути духовного развития? По своей сути теургия не отличается ничем от бхакти-йоги и других подобных практик. Обращаясь к божественному и взаимодействуя с ним, вы становитесь подобны ему. Если вы оставите соль рядом с водой, она постепенно отсыреет и станет влажной – вот и тут ваш разум пропитывается силами, с которыми вы взаимодействуете.
То, к чему вы обратились в ритуале, соприкасается с вами, оставляет следы и меняет вас изнутри. И то божество, к которому вы обращались, тот Автон – образ, за которым стоят какие-то силы Вселенной. Они проходят сквозь вас, вы становитесь едины с ними на время ритуала. Вы соединяетесь с энергиями Вселенной, соединяетесь с какой-то ее частью.
Это не длится долго, но оставляет след, и с каждым разом он будет становиться все заметнее. Ваш разум начнет обретать новые силы, новые возможности, новый духовный опыт. Осознавая свое единство с божественным, вы осознаете свое единство с какой-то гранью мироздания, с какими-то его силами, с какой-то частью Вселенной, и постепенно можете прийти к осознанию своего единства не с гранью, а со Вселенной целиком, с самим мирозданием.
Путь начнется с того, что близко к материальному миру, близко к вам. Постепенно вы поднимаетесь к силам более высокого уровня, более общим. Вы взаимодействуете со Стихиями, приводя их в гармонию и баланс внутри себя. С Планетами, силами более возвышенными. Поднимаясь выше, вы устанавливаете контакт с силами более общими, более глобальными, объединяющими в себе все больше частных проявлений. Шаг за шагом, постепенно, от многих богов, Автонов, воплощающих разные силы Вселенной, вы перейдете к одному, воплощающему единство всех сил мира.
И тогда работа сфокусируется на одном излюбленном божестве, выражающем суть вашего объединения с миром, неразрывной связи вашей сущности и сущности мироздания. Вы почитаете его и отождествляетесь с ним. Вы совершаете ритуалы, создающие контакт, медитируете на его образе и используете посвященные ему мантры. Единый божественный образ станет единым воплощением всех сил мира, всей Вселенной и ключом к полному объединению с ней. Соединиться с ним – значит соединиться со Вселенной, объединить Микрокосм внутри вас и Макрокосм снаружи.
«Все боги – это один Бог» – это слова Дион Фортун, ставшие практически общепринятой истинной западного оккультизма. Все проявление мира – это один мир, все грани Вселенной – это одна Вселенная! И от образов многих богов, с которыми вы достигаете единства, вы приходите к одному образу, воплощающему все, все силы Вселенной и ее саму во всей полноте – и достигаете соединения с ней.
А сам ритуал – не что-то такое, что выполняется, что бы порадовать бога или как формальность, потому что так принято, так положено. Ритуал – это технический метод, позволяющий достигнуть этого состояния соединения с духовными силами, через искреннее обращение к ним.
Аксессуары, упомянутые вода, вино, шишки и прочее, благовония, слова, которые вы произносите, нужны не божественным силам, они нужны вам. Нельзя обратиться к тому, что не имеет имени и образа, разум не может установить связь с тем, что ему не удается как-то представить. Поэтому вы обращаетесь именно к божествам, персонификациям сил Вселенной, придающим этим силам внешность и имя.
А все, что происходит во время ритуала, настраивает, ваш разум, на контакт с нужными силами. Благовония, образы, слова, все ведет ваш разум, настраивает его, наполняет нужными символами, он становится подобен силе, к которой вы обращаетесь. Подобное вызывается подобным – и став изнутри подобным этой силе, вы привлекаете ее снаружи, вы открываетесь ей и становитесь едины с ней.
Множество богов выражают многие силы Вселенной. Но Вселенная едина, и образ вашего Единого станет воплощением идеи целостности и недвойственности Вселенной вообще. Взаимодействуя с образом, воплощающим всю Вселенную, вы сможете осознать свое единство с ним и единство со всей Вселенной.
Но вы всегда будете помнить, что он не творец и правитель мира, не великое изначальное существо, создавшее все из пустоты на свой вкус, а избранный вами образ. Вселенная реальна, но ваше излюбленное божество – лишь ее образ, персонификация. И это важно, это не позволит забыть вам о том, что все образы иллюзорны, пусты и порождаются вашим восприятием мира.
Вы осознаете, что высший из высших образов, величайший из величайших символов, воплощение всей Вселенной, символическое отображение единства – лишь образ и символ, а не само единство. Внешние атрибуты утратят смысл, а образ, который вы почитали, станет последней преградой на пути.
И вы шагнете за рамки образа вашего излюбленного божества, и напрямую соприкоснетесь с силами, которые стояли за ними, сохранив осознание всего единства с миром, чистое, лишенное формы и воплощения. Образы будут больше не нужны. Все противоположности сольются, Ян и Инь окажутся неразделимы, ваш разум обретет осознанное единство с миром.
И это уже – цель, к которой стремятся мистические и религиозные учения, хотя называют ее разными словами и описывают по-разному. Эта цель, к которой может вести медитация, ритуал или еще какие-то пути, но все они лишь начинаются в разных местах, но ведут к одной цели. И теургия, путь ритуалов, обращенных к божественным силам – один из таких путей.
Ритуал Воли
Есть моменты жизни, чисто бытовые, но при этом, всегда воспринимающиеся как какие-то особо значимые. Религии предлагают молиться перед сном и перед едой, например – и это те самые особые моменты. Еда вообще уже многие тысячь лет не просто способ не умереть от голода. Еда – часть культуры, еда может быть праздником, свиданием, общением. Еда – это культурный ритуал, особенное событие, а не просто способ утолить голод.
Так что не удивительно, что с едой связанны ритуалы буквальные – как та же молитва перед едой. И еда, равно как сон, в нашей жизни постоянно, вы не забудете про необходимость поесть или лечь спать.
Поэтому ритуалы, привязанные к таким событиям, станут еще и напоминанием о чем-то. О вашем пути, о вашей цели, о вашей Воле, они помогут просто не забыть себя в бытовой суете. Среди дел, среди забот, можно легко забегаться, впасть в автоматизм, перейти на механическую жизнь, потеряв всякую осознанность. Но ваш голод – или привычка – приведут вас за стол. И вот тут вы вспомните о своем ритуале, вспомните, кто вы, вернете осознанность, вернете полноту внимания. Это, среди прочего, самонапоминание, которое не дает вам забыть о вашей духовной работе.
И ритуалы, связанные с едой – это не только религиозные молитвы. В христианстве есть молитва перед едой, в иудаизме – после еды, а в системе телемы – это Ритуал Воли, сопровождающий каждый прием пищи. Вот как он описан в оригинале:
Отстучи серию из 11 ударов: 3 удара – 5 ударов – 3 удара.
Скажи: «Твори свою Волю: таков да будет весь Закон».
Спроси себя: «Какова твоя Воля?»
Ответь себе: «Моя Воля — есть и пить».
Спроси: «Ради чего?».
Ответь: «Чтобы укрепить мое тело».
Спроси: «Ради чего?»
Ответь: «Чтобы выполнить Великую Работу».
То есть тут именно последовательно объясняется цель, с который вы сели поесть – это важный момент. Это уже не просто молитва, это настрой, это придание духовного смысла вашей трапезе!
А отбиваемые удары - 3 – 5 – 3 – это указание на идею мистического брака, соединение Микрокосма и Макрокосма. Микрокосм – человек, как маленькое подобие вселенной, и его символ – пентаграмма, пять лучей – пять ударов.
Макрокосм – Вселенная, ее символ гексаграмма – 6 лучей, шесть ударов, разделенный на две группы по три – и между ними пять. То есть пентаграмма внутри гексаграммы – Микрокосм внутри Макрокосма, человек внутри Вселенной, единый и связанный с ней.
Вот такие простые и короткие действия, как пара слов, жест, эти удары, могут ритуально нести очень глубокий символический смысл, нет причин считать, что ритуал может быть только долгой пафосной и сложной церемонией – в простом можно выразить очень многое.
И примерно тот же принцип может быть использован и в другие моменты – повседневно или в ходе работы по подготовке к конкретному ритуалу. Вы придаете бытовым действиям духовный смысл, вы освящаете свои дела и поступки. Вы не просто сели поесть – еда нужна, что бы укрепить вас и придать сил на вашем духовным пути. Сон – что бы отдохнуть и набраться сил для этого пути, пробуждение начинает новый день, посвященный ему, а когда вы идете в душ – вы совершает омовение, что бы очистить тело, разум и дух, во имя вашего духовного пути.
Это может применяться в самые разные моменты, придавая бытовому сакральный смысл, но время перед едой – идеальный момент. Так что сев за стол, отвлекитесь от беготни. Вспомните себя, осознайте себя, свою суть и свои цели.
Если можно – произнесите все дальнейшее вслух, если нет – мысленно. Важно иметь возможность выполнить Ритуал Воли быстро, в любом месте, не привлекая внимания.
Сосредоточьтесь, и произнесите мысленно:
«На пути к вершине Пирамиды, которым следую я в согласии с Волей моей, освящаю и благословляю пищу эту как причастие силы. Им укрепляю я тело мое, разум мой и дух мой. Тело мое да будет освещено и благословлено. Разум мой да будет освящен и благословлён. Дух мой да будет освящен, благословлён, наполнен светом и чист, ибо нет ничего нечистого, для того кто чист сам».
Вы превращаете просто еду в причастие, вы превращаете просто обед в духовную трапезу, в ритуал и медитацию, которая имеет цель и смысл. Вы можете добавить сюда обращение к какому-то божеству, или выражение вашей личной Воли, если уже пришли к ее пониманию – выразите ее мантрой, словом силы, и добавьте к тексту.
И поскольку это уже не просто еда, а духовная церемония, то самое время вспомнить об осознанности, сосредоточиться и поесть, не просто механически запихивая в себя куски, а наблюдая за собой, за своими мыслями, движениями, за вкусом пищи. Это не просто насыщение тела, что бы избежать голодной смерти, а медитация вашего обеда, выход из автоматизма и возвращение к практикам полноты внимания.
А поскольку жизнь одной едой не ограничивается, то по тому же принципу вы можете посвятить своему пути и все прочие дела. Вы превратите каждое бытовое событие в духовную церемонию, имеющую смысл и вернете себя в состояние осознанности, если потеряли его на тот момент. Вы напоминаете себе о своем пути, о том, кто вы и в чем состоит ваша Воля.
Постепенно все грани между бытовым и сакральным сотрутся, а сама ежедневная жизнь предстанет не как рутина, а как духовный подвиг, имеющий цель и смысл. Цель и смысл, заключенные в вашей личной Воле, которую вы познаете и воплощаете в жизнь, в каждом поступке, в каждом дне, и в каждом земном воплощении.