В репертуаре театра имени Моссовета в 70-е годы прошлого века были две ярких перекликающихся постановки, в которых главные роли играли легенды советской сцены и кино. "Дальше - тишина" и "Странная миссис Сэвидж" стали квинтэссенцией талантов заслуженных актеров старой школы театра, столетие которого мы отмечаем сегодня.
3 марта 1923 года официально начал свое существование первый в мире театр рабочих, выросший из передвижной театральной труппы при Московском губернском совете профессиональных союзов. Он сначала так и назывался - театр им. МГСПС. Статус театра не означал собственное здание. Поэтому небольшая труппа некоторое время скиталась по чужим площадкам, пока в 1924-м не было выделено здание в летнем саду "Эрмитаж".
Вместе со страной театр, ставший в 1938-м театром им. Моссовета, пережил войну, менялись исполнители, руководители и режиссеры, шли поиски своего репертуара. И, наконец, театр возглавил Юрий Завадский. С именем этого режиссера, собравшего на одной сцене мощную, блестящую, талантливейшую группу актеров, связывают время расцвета столичного театра.
Старшее поколение - Фаина Раневская, Ростислав Плятт, Любовь Орлова, Николай Мордвинов, Вера Марецкая... Что не имя, то легенда, согласитесь, друзья. Быть может, кому-то из вас довелось увидеть этих мастеров на сцене. К сожалению, расцвет их творческой жизни пришелся на то время, когда телевидение только набирало обороты.
Но кое-что всё же удалось записать - уже упомянутые в начале статьи спектакли о стариках, ставших грузом для своих детей, - "Дальше - тишина" с Ростиславом Яновичем и Фаиной Георгиевной и "Странная миссис Сэвидж" с Верой Петровной.
Премьера пьесы, созданной по комедии американского автора Джона Патрика, состоялась в 1966 году. Ставил спектакль Леонид Варпаховский, и это была единственная законченная и невероятно удачная работа режиссера в театре им. Моссовета.
Общеизвестно, что главную роль сначала играла Раневская, а после нее - Орлова, и каждая создала свою миссис Сэвидж. Вера Марецкая стала третьей исполнительницей сложной драматической роли.
К тому времени актриса была сильно больна, каждый ее выход на сцену становился актом величия актрисы и истинным наслаждением для зрителей.
Это была последняя роль Веры Петровны. Ради искусства, которому она посвятила всю жизнь, хрупкая маленькая женщина, отринув суровую реальность, играла миссис Сэвидж и вместе с ней отказывалась от мнимого покоя в "Тихой обители".
Спектакль был записан в 1975 году. Зная темпераменты и артистические особенности Фаины Раневской и Любови Орловой, можно представить себе их героинь. Но для телезрителей миссис Сэвидж Веры Марецкой навсегда останется эталоном этой комедии - грустной и смешной, как сама жизнь. Зал не отпускал любимую актрису, аплодировал, не жалея ладоней, и никто не бежал в гардероб.
Смотрите ниже спектакль театра имени Моссовета "Странная миссис Сэвидж".
Канал Гостелерадиофонда с советскими фильмами и спектаклями - по этой ссылке. Мы в соцсетях: Telegram, VK, Oдноклассники.