Как-то один знакомый рассказал, как хорошо ему живется в своем доме, вдали от цивилизации, от чужеродных, разрушительных энергий мегаполиса. Он так живописно передавал свои ощущения от единения с природой, что я невольно вспомнила повесть Н.В. Гоголя «Старосветские помещики».
Писатель нарисовал колоритную картинку:
«Я отсюда вижу низенький домик с галереею из маленьких почернелых деревянных столбиков, идущею вокруг всего дома, чтобы можно было во время грома и града затворить ставни окон, не замочась дождём. За ним душистая черёмуха, целые ряды низеньких фруктовых дерев, потопленных багрянцем вишень и яхонтовым морем слив, покрытых свинцовым матом; развесистый клён, в тени которого разостлан для отдыха ковёр; перед домом просторный двор с низенькою свежею травкою, с протоптанною дорожкою от амбара до кухни и от кухни до барских покоев; длинношейный гусь, пьющий воду с молодыми и нежными, как пух, гусятами; частокол, обвешанный связками сушёных груш и яблок и проветривающимися коврами, воз с дынями, стоящий возле амбара, отпряжённый вол, лениво лежащий возле него, - всё это для меня имеет неизъяснимую прелесть…».
В разные времена это произведение трактовали по-разному. Мы тоже в рамках институтской программы воспринимали повесть как пародию на косность мещанской жизни, критику того, что отжило свой век. Смеялись над тем, как довольная парочка помещиков, наевшись, того и гляди, хрюкнет от удовольствия в подушку.
Сюжет повести незатейлив: престарелые малороссийские помещики, Афанасий Иванович Товстогуб и его жена Пульхерия Ивановна живут душа в душу и ведут хлебосольное хозяйство. Они никогда не имели детей, и вся привязанность их сосредоточилась на них же самих: обращаются они друг к другу на «вы», предупреждая каждое желание и даже ещё не сказанное ласковое слово. Они любят угощать - и "если бы не особенные свойства малороссийского воздуха, помогающего пищеварению, то гость, без сомнения, после обеда оказался бы вместо постели лежащим на столе". Любят старики покушать и сами, и с самого раннего утра до позднего вечера можно слышать, как Пульхерия Ивановна угадывает желания своего мужа, ласковым голосом предлагая то одно, то другое кушанье. Тихо, спокойно, в необыкновенной гармонии двух любящих сердец проходят дни.
Но однажды их привычный уклад нарушается одним непримечательным событием. Дикие коты сманивают в лес домашнюю серую кошечку – любимицу Пульхерии Ивановны. Спустя три дня беглянка возвращается, худая и изможденная. Она отъедается у доброй хозяйки, но, не дав той погладить себя, выскакивает в окно. Бедная женщина уверена, что это смерть ее приходила за ней, и она непременно умрет этим летом. Так и случилось. Афанасий Иванович не смог справиться с тоской после смерти жены. Через пять лет он ушел за ней, наказав похоронить его рядом с Пульхерией Ивановной.
Пушкин, отзываясь в 1836-м на второе издание «Вечеров на хуторе…», писал о новых произведениях Гоголя: «…С жадностию все прочли… «Старосветских помещиков», эту шутливую, трогательную идиллию, которая заставляет вас смеяться сквозь слёзы грусти и умиления…». Михаил Погодин называл повесть «прекрасной идиллией и элегией».
Самый известный отзыв принадлежит Белинскому, и именно его взяли на вооружение критики:
«Возьмите его «Старосветских помещиков»: что в них? Две пародии на человечество в продолжение нескольких десятков лет пьют и едят, едят и пьют, а потом, как водится исстари, умирают. Но отчего же это очарование? Вы видите всю пошлость, всю гадость этой жизни, животной, уродливой, карикатурной, а между тем принимаете такое участие в персонажах повести, смеётесь над ними, но без злости, и потом рыдаете с Филемоном о его Бавкиде, сострадаете его глубокой, неземной горести и сердитесь на негодяя-наследника, промотавшего состояние двух простаков!».
Когда рассказчик, в котором угадывается сам Николай Васильевич Гоголь, приехал в имение через пять лет после смерти Пульхерии Ивановны, он нашел там полное запустение, и, глядя на угасающего Афанасия Ивановича, подумал:
«Боже! - думал я, глядя на него, - пять лет всеистребляющего времени - старик уже бесчувственный, старик, которого жизнь, казалось, ни разу не возмущало ни одно сильное ощущение души, которого вся жизнь, казалось, состояла только из сидения на высоком стуле, из ядения сушёных рыбок и груш, из добродушных рассказов, - и такая долгая, такая жаркая печаль! Что же сильнее над нами: страсть или привычка? Или все сильные порывы, весь вихорь наших желаний и кипящих страстей - есть только следствие нашего яркого возраста и только по тому одному кажутся глубоки и сокрушительны? Что бы ни было, но в это время мне казались детскими все наши страсти против этой долгой, медленной, почти бесчувственной привычки».
Только с возрастом начинаешь понимать тот глубокий смысл, который вложил писатель в это повествование о жизни двух немолодых людей. Все-таки, это произведение – о Любви.
Если вам была интересна публикация, оставляйте ваши отзывы и подписывайтесь на мой канал!