С понятием гироскоп мало кто знаком, но практически все люди хотя бы раз пользовались устройством, в котором он есть.
В частности, во всех современных смартфонах предусмотрен гироскоп.
Именно он отвечает за расположение картинки вертикально или горизонтально, в зависимости от того, как держать телефон.
В инвалидных колясках гироскоп выполняет несколько иную, но все же схожую функцию.
В частности механизм используется вместе с комплексом других устройств.
И отвечает за расположение сиденья.
А именно, удерживает сиденье в горизонтальном положении при изменении наклона рамы, например, при езде под уклон, форсировании бордюра, заезда в яму и т.д.
То есть, на инвалидных колясках с гироскопом сиденье не наклоняется вслед за колесами и рамой, а всегда остается на месте.
Почем гироскоп плохая идея
В теории езда на сиденье с гироскопом – это просто мечта.
Отсутствует опасность выпасть, резко залетев в яму или при езде со склона, меньше ощущаются неровности дороги, всегда комфортно и безопасно сидеть.
Но если все так хорошо, то почему гироскопы практически не используются на электрических колясках, в том числе, и на дорогих?
А все дело в том, что практика расходится с теорией и показывает, что стабилизация сиденья не такая уж великолепная идея.
И в большинстве случаев скорее вредит инвалидам, нежели помогает.
Каковы причины:
1. Каким бы совершенным не был гироскоп, он не способен реагировать на изменения положения колес коляски моментально.
Поэтому задержки в доли секунды присутствуют даже на самых дорогих устройствах.
Отсюда плавное и почти незаметное, но все же качание сиденья туда-сюда.
Кто-то этого не замечает, других же людей такое движение в лучшем случае бесит, в худшем сильно укачивает.
2. С гироскопом намного сложнее чувствовать коляску, определять предел ее маневренности.
Отсутствие изменения положения сиденья создает иллюзию, что все под контролем и беспокоится не о чем.
Из-за чего коляски с встроенным гироскопом значительно чаще переворачивают, причем не только вперед, но также назад и вбок.
А это уже чревато тяжелыми травмами, включая переломы ног и сотрясение мозга.
Крайне негативным моментом является не только критическое снижение чувства опасности.
Но и невозможность точно контролировать положение инвалидной кресло-коляски.
Без гироскопа это легко делать, так как можно ориентироваться на наклон тела и на подсознательном уровне принимать решения.
А вот чувствовать коляску без наклона сиденья получается далеко не у всех.
Когда гироскоп полезен
Несмотря на весомые недостатки, гироскоп на инвалидных колясках все же может быть полезен.
В частности, речь идет о колясках внедорожниках (по типу Caterwil 4WD, Observer OB-EW-001 MAXIMUS).
На них используется внушительных габаритов рама и большие колеса.
Благодаря чему нивелируется главный недостаток гироскопа, а именно повышение вероятности опрокидывания.
Ведь, чтобы опрокинуть внедорожник надо очень постараться.
Второй момент заключается в области использования.
При езде по бездорожью, незначительные качания сиденья отходят на второй план.
А вот спасение от резких наклонов сиденья уже огромный плюс, позволяющий не беспокоиться о полете с коляски на каждом следующем ухабе.
Полезен гироскоп и на инвалидных колясках, у которых вместо колес используются гусеницы.
Заключение
- На колясках, где хотя бы одна пара колес маленькая гироскоп можно считаться опасным, так как его наличие в разы повышает риск опрокидывания.
Особенно актуально это для заднеприводных моделей.
- При езде по городу гироскоп скорее мешает, нежели помогает.
- На внедорожниках с огромными колесами или гусеницами гироскоп однозначно полезен.
Но преимущественно при езде по бездорожью.
Поэтому оптимальным считается вариант с возможностью включения гироскопа по необходимости вручную.