Какие проблемы чаще всего мы обсуждаем в кругу близких, друзей, на работе? Проблемы детей, школьные проблемы. И один из них – репетиторы.
Если, каких-то 20-30 лет назад, занятия с репетиторами среди школьников было редким явлением, то сейчас ситуация изменилась, и по признанию родителей, использование услуг репетитора – это вынужденная мера.
Для родителей дополнительные занятия ребенка стало нормой, причем, и для «отстающего», и для «успешного».
Родители уверены, что репетиторы, извините за слэнг, «додают» ребенку то, что в школе они не получают в полном объеме.
Я могу понять, например, репетиторство по математике, иностранному языку, физике в старших классах. Ну, не понял ребенок, по-разному дети воспринимают и осваивают новую информацию.
Но репетиторы с первых классов...
Или, еще, у меня был такой пример.
Девочка 6-ой класс. У нее репетиторы по математике, английскому, русскому, литературе, истории.
Когда, я ее спросила: «Почему так много»? Она мне ответила: « А у нас у всех так».
– «А в школе вы чего делаете»? – «А в школе – не понятно…»
Или, такая ситуация.
В конце учебного года классные руководители собирают списки тех учеников, кто в следующем году будут брать "платные факультативы", то есть, речь идет о дополнительных групповых занятиях в стенах самой школы теми же учителями, которые ведут основной курс.
И я однажды присутствовала на обсуждении этого вопроса мамы со старшеклассником.
Когда его спросили, нужны ли ему эти дополнительные занятия, и если нужны, то по какому предмету, ребенок ответил:
«По математике, вроде бы не надо, у меня и так все хорошо, но те, кто занимаются, с ними на факультативах разбирают ошибки контрольных и помогают им. А по русскому – мне надо, у меня неважно, но не знаю, будет ли польза… с репетитором, «один на один», наверное - лучше.
Возникают вопросы.
Во-первых: как так получилось, что в наше время, до 2000-х, все, что было связано с обучением и образованием, происходило в стенах образовательного учреждения:
Дополнительные занятия с «отстающими» – проводились учителями, или, у нас еще практиковался опыт – «подтягивания» «плохих» учеников «отличниками», в «послеурочное» время.
Во-вторых: знания выпускников школы «на выходе» соответствовали требованиям при приеме в вузы, не было разночтений по школьной программе.
В-третьих: не было такого, чтобы родители «отличников» обращались к репетиторам с целью подготовить ребенка к олимпиадам и экзаменам в престижный вуз.
Так, что же, это за «явление» – репетиторство?
Возможно – это явление, «порожденное» изменением самой системой школьного образования: высокие баллы, первые места, дипломы, рейтинги, которые ученики получают за сданные экзамены и за участие в конкурсах и олимпиадах, дают им конкурентоспособное преимущество перед другими учениками при поступлении в вузы.
Или же, это – несоответствие образовательного уровня учащихся школы требованиям высшего звена.
А может быть, частично это обусловлено тем, что родители не доверяют учителям и школьному образованию, поэтому обращаются за дополнительным образованием к репетиторам и готовы платить за это немалые деньги.
А есть еще одна версия, я прочитала в одной из публикаций:
«Репетиторство – это решение «нищенского» положения учителя своими силами. Это – возможность ЗАРАБАТЫВАТЬ, а «не получать от государства «крохи».
Мы с вами можем соглашаться с этими утверждениями или нет, но вопрос опять «упирается» в человеческий и временной ресурс, интересы и возможности ребенка.
Стараниями взрослых, ребенок сначала первую половину дня учится в школе, а вторую половину – ходит по репетиторам, и при этом, он должен выполнять задания и тех, и других.
А при введении ЕГЭ и подготовке к ЕГЭ – стали требоваться не просто репетиторы, а специалисты, которые знают, как подготовиться к нему, и как набрать столь заветные «100 баллов».
Я внимательно читаю все комментарии своих читателей и подписчиков. Я благодарна за вашу активность и обсуждение.
Очень надеюсь, что большинство участников дискуссии будут придерживаться уважительного тона обсуждения.
Ваша Г. Молькова.