Найти в Дзене
Психолог из детсада

Почему дети настойчиво просят купить им монстров

Оглавление

Ребенок настойчиво просит купить Хагги Вагги, Сиреноголового или иного монстра. Чем мотивировать отказ, если вы не одобряете такие игрушки? Или нужно прислушаться к настойчивому желанию ребенка и уступить уговорам?

Поговорим об этом.

Почему ребенок настойчиво просит купить ему монстра

Игрушки вызывающие неоднозначные эмоции (одновременно мягкий, приятный на ощупь и в тоже же время страшный, сильный, опасный) пользуются большим спросом. Это и понятно. Равнодушно мимо них не пройдешь. Они сразу привлекают внимание в витрине магазина.

Более того, на их фоне менее яркие игрушки, с неярко выражененными эмоциями, например, скромные мягкие бледно-розовые зайчата, вообще не заметны.

Психологи даже эксперимент проводили. Просили школьников и студентов перечислить игрушки в витрине магазина. В одном случае среди прочих выставлялись два огромных Хаги Ваги (один синий, другой – радужный), во втором случае этих ярких игрушек-монстров на полке небыло.

Наверное, вы уже догадались, что во втором случае участники эксперимента смогли вспомнить и перечислить гораздо больше игрушек (в 3,5раза!), чем в первом.

Игрушка, притягивающая к себе внимание, вызывающая массу эмоций (противоречивых, между прочим) – это еще не значит, что она полезна для развития интеллекта и личностных качеств ребенка. Но ребенок, что называется «залип», умоляет вас купить ее.

Как вам кажется, при первичном восприятии, тигрята "проигрывают" монстрикам?
Как вам кажется, при первичном восприятии, тигрята "проигрывают" монстрикам?

Вот наиболее вероятная причина возникшего у него желания:

– Ой, что это? Эта вещь привела меня в смятение! Я хочу лучше разобраться с моими эмоциями. Значит нужно понять, что это такое: потрогать, пощупать, поманипулировать. Умоляю, купи.

В этом случае, как показывает практика, высоковероятны два дальнейших сценария:

Сценарий 1

Получив игрушку-монстра, ребенок через несколько дней равнодушно забрасывает её в угол. Стало не интересно. Такое происходит с детьми, у которых сильный тип нервной системы, они решительны, активны (экстраверсивны), имеют массу разносторонних внешних интересов, на которые и переключаются, забыв об этой эмоциональной встряске.

Сценарий 2

Ребенок начинает активно играть с монстром. Но можно заметить странную привязанность. Монстр должен быть всегда рядом: в садик идем вместе, спать ложимся вместе. Если игрушка пропадает из поля зрения – это вызывает тревогу, смятение.

На первый взгляд можно подумать, что это «любовь». Но на самом деле ребенок попадает в водоворот всё тех же смешанных чувств «люблю и боюсь». У таких детей часто отмечается колебание настроения, тревожные фантазии, обострение страхов.

В моей практике были два показательных диалога.

1. Психолог: «Почему нужно все время носить Хаги Ваги с собой?»

Мальчик, 5 лет: «Чтобы он не укусил меня сзади за спинку».

Получается, не расставаясь с игрушкой-монстром, ребенок как бы держит ее под контролем

2. Психолог «Хагги Багги страшный или нет?»

Мальчик 6.5 лет: «Игрушечный, конечно нет. А вот настоящий да, Очень страшный. Даже убить может».

Эти детские фантазии указывают на то, что ребенок воспринимает игрушку, как своеобразный оберег: «У меня монстр не настоящий, игрушечный. Он мне ничего не сделает». Но ребенок еще не в силах осознать, что страх возник под воздействием игрушки. Не будь ее не пробовалось бы и «оберега». При условии, конечно, что ребенок не играет в соответствующие видеоигры и не смотрит мультфильмы про этих монстров.

Фантазии по поводу монстров, у детей чаще всего не позитивны. Так одна девочка за ужином расплакалась, узнав, что за ужином члены семьи съели все котлеты:

– Мы же на дали ничего Хагги Вагги. Он же меня ночью теперь съест.

К сожалению, родители не приняли во внимание эмоции ребенка, только посмеявшись над фантазиями о голодном монстре.

Нет, нервного срыва у девочки не произошло. Детская психика способна выдерживать и не такое. Но находясь в плену своих тревожных фантазий, девочка весь вечер рисовала котлеты и другие «вкусняшки». Вырезала ножницами и «кормила» своего неразлучного зубастого «друга», приговаривая:

– Смотри, как вкусно. Смотри, сколько ты уже съел.

Не напоминает вам это ритуал задабривания злых духов?

Такое отношение к игрушке-монстру характерно у детей чувствительных, мнительных, эмоционально отзывчивых, для которых мир собственных фантазий имеет большое значение.

Вопрос к родителям: строит ли так рисковать психическим здоровьем ребенка? Ведь каждый из этих детей мог бы более интересно, позитивно конструктивно и результативно проводить свои дни и вечера.

Понравились слова одной подписчицы: «Да, и в нашем детстве были монстры. Но мы с ними не спали».

В следующей публикации будем говорить, как отказать ребенку в покупке монстра, если вы против таких игрушек.

А пока вашему вниманию предлагается статья, написанная почти год назад. Моя позиция, как практика не поменялась: