Найти тему
Музеи Московского Кремля

Убранство царского дворца в XVI-XVII веках

Мебель в комнатах того времени была немногочисленна и не отличалась многообразием: в основном это были скамьи и лавки, покрытые полавочниками. Редким и дорогостоящим предметом считалась кровать западноевропейской работы с балдахином и занавесями.

Спальня Теремного дворца в Московском Кремле. Фотография из интернета.
Спальня Теремного дворца в Московском Кремле. Фотография из интернета.

В XVII веке стали входить в обиход стулья и кресла, однако они оставались почётной мебелью, предназначенной для хозяев и особо важных гостей. В царском дворце этого правила придерживались особенно строго, ведь в присутствии членов царской семьи сидеть без разрешения было нельзя. Во время приёма или пира в креслах сидели только царь, царица и патриарх, а все бояре и боярыни располагались на скамьях. К числу ценных предметов относились украшенные затейливой резьбой и расписанные столы.

Стул царевича Петра Алексеевича. Москва, конец XVII века.
Стул царевича Петра Алексеевича. Москва, конец XVII века.

Одежда и книги обычно хранились в сундуках, коробах и ларцах. Посуду, часы и другие предметы убирали в глубокие стенные ниши или полочки, закрывавшиеся занавесями. Самые роскошные вещи выставляли на поставцах — широких многоярусных полках, служивших украшением палат. В XVII столетии начала распространяться мода на привезенные из европейских стран шкафы и буфеты.

Часы в виде всадника в восточной одежде. Западная Европа, XVII век.
Часы в виде всадника в восточной одежде. Западная Европа, XVII век.

На стенах в палатах дворца, помимо икон, обычно висели портреты самого царя, его отца и других представителей династии. Иногда в документах упоминаются и портреты европейских королей, так как все христианские монархи считались друг другу братьями. Во второй половине XVII века в Москве стали продавать западноевропейские гравюры с библейскими и историческими сюжетами, видами разных городов, географическими картами. Известно, что они украшали и царский дворец, особенно покои малолетних царевичей и царевен.

Конный портрет царя Алексея Михайловича. Л.К. Пфандцельт,1766.
Конный портрет царя Алексея Михайловича. Л.К. Пфандцельт,1766.

Особую роль во внутреннем убранстве в XVI‒XVII веках играла драгоценная посуда. Она не только употреблялась во время пиров, но и служила одним из главных украшений дворца. Ее выставляли на поставках и широких подоконниках, а украшенные чеканкой большие блюда вешали на стены вместо картин.

Первые подобные предметы молодая царица принимала в качестве свадебных подарков от государя. В 1561 году царь Иван Васильевич преподнёс своей второй жене Марии Темрюковне роскошное золотое блюдо, украшенное чернью, с изображением двуглавого орла в центре. В дальнейшем царица и все члены семьи получали подарки на именины, Пасху и другие праздники. Обычно это были отрезы дорогих привозных тканей или ценная посуда. Подносили царице дары и иностранные послы. Турецкий султан прислал царице Наталье Кирилловне великолепный набор — рукомойный кувшин и лохань, украшенные сканью и драгоценными камнями. Предметы такого уровня по прямому назначению не употребляли, — они служили изысканным украшением.

Кроме жилых помещений, в хоромах царских детей в описях царских дворцов упоминается также «учительная палата», в которой находились книги, письменные приборы и «учительный налой», выполнявший функцию современной парты.

Во дворце были и помещения, которыми пользовались все члены царской семьи. К ним относилась, например, Потешная палата, куда царь с семьей приходил вечером, чтобы послушать певцов и сказителей.

Важную роль играла баня, которая называлась мыльней. В XVII веке царская баня находилась на третьем этаже Теремного дворца, а баня царицы — около её хором. Баню обязательно посещали накануне воскресенья или праздника, если собирались идти в церковь. И, конечно, обязательной частью любых покоев была «отхожая изба».

Знатные женщины в бане. Деталь миниатюры из рукописной книги: Лекарство душевное. Троице-Сергиев монастырь, 1670. Никифор и Семён Кузьмины.
Знатные женщины в бане. Деталь миниатюры из рукописной книги: Лекарство душевное. Троице-Сергиев монастырь, 1670. Никифор и Семён Кузьмины.

Фрагмент из книги историка и автора популярных музейных изданий М.Г. Ракитиной «Жизнь на женской половине царского дворца в XVI-XVII веках».

.

© Музеи Московского Кремля