Найти тему
История weekly

Греческая и кочевая культуры на берегах Северного Причерноморья

Земля, лежащая на северных рубежах Чёрного моря в представлении греков была сурова, негостеприимна и полна опасностей. В мире ранней античности, на тех далёких берегах обитали мифические чудища, могучие народы и даже, по некоторым косвенным данным, располагалось царство подземного бога мёртвых – Аида, на чьих границах текла невозвратная река Стикс.

Тем не менее, эти представления, в совокупности с действительно холодным и негостеприимным климатом, не помешали эллинам в VI веке до нашей эры отправиться на торговых и колонизационных кораблях к берегам Северного Причерноморья (первые экспедиции были ещё раньше. В VII - VIII в до н.э.).

Естественно Таврика, к моменту появления колонистов, не пустовала. Для греков такие контакты были не в новинку и опыт взаимодействия с автохтонным населением регионов какой-никакой был. Однако в случае с Крымским полуостровом ситуация обстояла иначе. Помимо привычных для себя оседлых и полуоседлых племён, они столкнулись с принципиально новым миром в лице кочевых племен. Мы не можем достоверно утверждать, но судя по всему, грекам жившим в основном в городах и занимавшимся земледелием, было крайне сложно понять людей, чья жизнь проходила в постоянных миграциях и основывалась на скотоводстве.

Безусловно, взаимодействие таких разных культур не могло пройти без конфликтов и недопониманий. Однако сам факт появления и длительного существования на территории Северного Причерноморья нескольких эллинистических государств говорит о том, что общие интересы столь разным народам всё-таки удалось найти.

Процесс взаимной интеграции простым не был.

Образ сурового и негостеприимного мира с огромными степными ландшафтами, крупными реками и холодным климатом был настолько силён, что даже нашёл отражение в знаменитой Одиссее Гомера, который расположил территорию Северного Причерноморья у самого входа в царство мёртвых.

«Мы нако­нец Оке­ан пере­плы­ли глу­бо­ко теку­щий.

Там стра­на и город мужей ким­ме­рий­ских. Все­гдаш­ний

Сумрак там и туман. Нико­гда све­то­нос­ное солн­це

Не осве­ща­ет луча­ми людей, насе­ля­ю­щих край тот,

Зем­лю ль оно покида­ет, всту­пая на звезд­ное небо,

Или спус­ка­ет­ся с неба, к зем­ле направ­ля­ясь обрат­но.

Ночь зло­ве­щая пле­мя бес­счаст­ных людей окру­жа­ет.»

Перевод В. В. Вересаева под ред. академика И. И. Толстого.

Несмотря на очевидную культурную доминацию, эллины были вынуждены коммуницировать с местным населением для того, чтобы выжить. Причём действовали колонисты, в зависимости от обстоятельств, по-разному.

Сама по себе колонизация формировалась в трёх основных центрах Северного Причерноморья.

Археологические раскопки в Ольвии (недалеко от Бугского лимана) фиксируют на самом раннем этапе заселения бурный рост аграрных поселений, в которых классические греческие каменные дома соседствовали с землянками и полуземлянками местного населения. Вполне вероятно, что здесь наблюдался симбиоз укладов жизни в котором автохтонное население и эллины нашли точки взаимодействия.

Совершенно иная ситуация наблюдалась в районе Херсонеса (современный Севастополь), где в районе IV века до нашей эры фиксируется безжалостное уничтожение и вытеснение в горные районы Крыма местных племён тавров, которые до прихода колонистов обитали в довольно крупных поселениях на Гераклейском полуострове. Некоторые археологические раскопки, в частности оборонительных стен, позволяют сделать выводы что и сам ранний полис Херсонес был основан на территории какого-то древнего догреческого поселения.

И наконец в третьем центре силы – Пантикапее (район современной Керчи) фиксировалась более сложная и многогранная система взаимодействия с «соседями». Несмотря на обилие пахотных земель, первые поселения жались друг к другу, зачастую располагаясь в зоне прямой видимости друг от друга. Данные раскопок позволяют делать предположение, что первые жители будущего Боспорского царства расположились как раз на линии миграций кочевых скифских племён, которые к VI веку до нашей эры полностью доминировали в регионе.

Высокий уровень самосознания культур на первых парах безусловно мешал взаимной интеграции этносов. Греки, обладая богатейшим запасом знаний и письменных традиций, считали варварами все окружающие их народы и систему отношений рассматривали с позиции доминации. В то же время номады скифы, абсолютно не без оснований, обладая огромной военной силой, отнюдь не желали выступать в роли подчинённой культуры, обосновывая свое положение набегами и разрушениями.

Важным фактором осложнявшим налаживание нормальных взаимоотношений между народами, была сильнейшая политическая нестабильность в регионе. Системное появление в Северном Причерноморье всё новых групп кочевых племен, постоянно вносило сумятицу в налаженные связи.

Тем не менее, и оседлые греки и кочевые племена смогли найти взаимовыгодные точки соприкосновения, не позволявшие им переходить точку невозврата в совместном проживании. Богатая эллинистическая культура, безусловно доминировала над остальными, но и сама она не гнушалась принятия части варварских традиций и обычаев, нужных для выживания в непростых климатических и социальных условий.

Ещё одним важным фактором для налаживания взаимоотношений выступало то, что за всеми отличиями, у противостоящих друг другу политических систем был ряд общих черт. По мнению ряда исследователей, ни полистная система управления, ни кочевая не способны к автономному замкнутому существованию. Полис, как система, по достижении определённого уровня развития, уже не могла полностью обеспечивать себя необходимыми ресурсами и вынуждена была либо поглощать, либо подчинять себе менее развитых соседей. Орда кочевников, в свою очередь, достигая пика могущества также должна была взаимодействовать с соседями для поддержания собственного уклада.

Учитывая это, современная наука приходит к выводу, что на северных берегах Чёрного моря в те времена выстроилась сложная система взаимоотношений, при которой обе столь непохожие культуры вступили в некий симбиоз экономических отношений. Эллины извлекали сверх выгоды из неравномерного товарного обмена с варварами и эксплуатации подчинённых племён. Кочевники же постоянно обогащались за счёт системных набегов на греческие поселения и их разграбления.

Поэтому, несмотря подавляющее преимущество эллинистической культуры над остальными на территории Таврики, греки всё же не смогли поглотить и затмить собою аборигенное и кочевое население региона. Сложный симбиоз этносов, образованный на северных берегах Чёрного моря, был если не уникальным, то достаточно редким явлением в античной истории. Государства греков, живших в регионе представляли собою сложный симбиоз культур и вероятно именно поэтому смогли продержаться на арене истории почти тысячу лет.

Что почитать по теме:

1. «Греки и варвары Северного Причерноморья в скифскую эпоху» Под редакцией К. К. Марченко

2. «Между империей и варварами. Финал античности на Боспоре» Болгов Н.Н.

3. «Боспорское царство на рубеже двух эпох». С. Ю. Сапрыкин.

4. «На берегах Боспора Киммерийского» Зубарь В. М. Русляева А. С.

----

На этом пожалуй всё.

Надеюсь Вам понравилось. Я старался.

Подписывайтесь и ставьте пальцы вверх. Вам не сложно, мне приятно.