Найти тему

История одной фотографии

Оглавление
Фото: Вячеслав Сачков.  Валерий Гергиев во время  репетиции "Бала-маскарада" Джузеппе Верди. 2001 год
Фото: Вячеслав Сачков. Валерий Гергиев во время репетиции "Бала-маскарада" Джузеппе Верди. 2001 год

Перед нами замечательная фотография кинооператора и фотографа Вячеслава Сачкова, которого я знаю уже много лет. Так случилось, что мне, как журналисту, интересующемуся документальным кино, посчастливилось соприкоснуться с удивительными людьми, которые не выставляют напоказ свои таланты и, в общем-то находясь в «тени», ежедневно делают важную работу – "документируют", отражают повседневную жизнь, совершая это предельно бережно, деликатно и талантливо. Среди них и Заслуженный деятель искусств РФ, член Гильдии кинооператоров России, фотограф и кинооператор Вячеслав Сачков.

Фото: Михаил Шнурников. Вячеслав Сачков на выставке своих работ в Центральном Доме журналиста. Мраморный зал. 2010 год
Фото: Михаил Шнурников. Вячеслав Сачков на выставке своих работ в Центральном Доме журналиста. Мраморный зал. 2010 год

Как оператор он снимал такие документальные ленты, как «Георгий Жженов. Русский крест», «Рожденные в СССР», «Александр Солженицын. Жизнь не по лжи», «Убийство императора. Версии», «Кольца мира» и многие другие.

Итак, приглядимся к фотографии мастера. Валерий Гергиев запечатлен в момент репетиции оперы Джузеппе Верди «Бал-маскарад» в постановке Андрона Михалкова-Кончаловского. Репетиции проходили в Мариинском театре. В 2001 году Вячеслав оказался там со своими коллегами. Снимали документальную картину «Звезда и поэт». В картину должен был войти кусочек репетиции и «Бала-маскарада».

Диалог

После окончания съемок местный театральный фотограф подошел к Сачкову и в сердцах сказал: «Вы знаете, мне нужно будет снять портрет Гергиева, но вы, наверное, не понимаете, как это сложно, потому что он все время двигается и машет дирижерской палочкой. Чтобы сделать удачный кадр, нужно снимать на «короткой выдержке». Но как снимать, когда света очень мало? Если включить вспышку, то снимок будет плоский и невыразительный. Передо мной стоит сложная задача». На что Вячеслав слегка самонадеянно ответил: «Да надо пойти, - и просто снять!». Театральный фотограф поморщился: «Ну легко сказать, а попробуйте это сделать…!». Сачков парировал: «Я сейчас соберусь и сделаю это на старом пленочном аппарате!». На этом они и расстались. Вячеслав подошел к музыканту со стороны зрительного зала, чуть левее, оказавшись в тени. Стоял минут пять и, подобно, снайперу, «прицеливался», «вооружившись» фотокамерой Canon AE-1 Program. Свет падал снизу, и шел со стороны оркестровой ямы. На «большой выдержке» быстро сделал два кадра, один из которых стал «золотым». Маэстро был поглощен музыкой и работой, не замечая фотографа. Из-за того, что оркестр играл громко, звука фотокамеры в работе слышно не было…

Плакат с авторской выставки "Контрасты". Винзавод. Август 2016 года
Плакат с авторской выставки "Контрасты". Винзавод. Август 2016 года
Фото: Софья Мизиано. Автор статьи с Вячеславом Сачковым на его персональной выставке в Центре современного искусства Винзавод. 2016 год.
Фото: Софья Мизиано. Автор статьи с Вячеславом Сачковым на его персональной выставке в Центре современного искусства Винзавод. 2016 год.

Яркие эмоции

«Я сделал всего два кадра! В тот момент, когда был нажат спуск на фотокамере, Гергиев слегка «замер», «затормозился», поэтому кадр получился четким и "резким", а вот сама палочка дирижера, будто парит в воздухе, и выглядит слегка смазанной», - вспоминает Вячеслав. «Свет снизу тоже был интересный, в результате получился очень выразительный кадр. Я был впечатлен, это было большое везение».

Вручение фотографии. 21.12.2017г.
Вручение фотографии. 21.12.2017г.
Диалог после концерта. 21.12.2017г.
Диалог после концерта. 21.12.2017г.

Вячеслав смог подарить эту замечательную фотографию Гергиеву спустя много лет, 21 декабря 2017 года, во время его московского выступления, проходившего в Концертном зале имени П.И. Чайковского. Гергиев с благодарностью пожал Сачкову руку – было видно, что фотография понравилась. Потом она "путешествовала" по многим выставкам фотохудожника. Конечно, не обошлось и без Всемирной паутины, куда она также волею судеб незаметно попала. Но мало кто догадывался, кто её автор.