Найти тему
История weekly

Боспорское царство. История одного надгробия

Боспорское царство – во многом уникальная для греческого мира административная единица. Впрочем, как и все государства северных берегов Чёрного моря. Основанное на симбиозе эллинистической, оседлой племенной и кочевой культур, порой оно являет для исследователей очень интересные находки.

Так произошло +летом далёкого 1988 года, когда недалеко от Анапы (в районе станицы Благовещенской) был обнаружен ряд античных находок, среди которых имелся неполностью сохранившийся памятник с изображением воина. К великому сожалению, каменная стела была цела примерно на половину, оставив исследователям 53 см высоту и 31 см ширины. Однако и то, что осталось предстало в весьма интересно свете.

В земле было найдено изображение стоящего в полный рост мужчины, одетого в облегающие штаны и обутого в низкие сапоги. На верхней части туловища угадывался короткий кафтан, подпоясанный широким ремнём. Левая кисть сжимала рукоять меча, опускавшегося чуть ниже колена, а правая… В правой руке барельеф сжимал округлый предмет, который после изучения археологами был однозначно определён как человеческая голова с причёской «скобкой». Таким образом к археологам попало надгробие выполненное в эллинистической стиле, но имеющее существенные атрибуты варварской культуры, такие как собственно голова, одежда и обувь.

Это для простых обывателей (как, к слову, и сам автор) представление о прошлом людей той или иной культуры дело не хитрое. Мы можем что-то быстро прочесть, посмотреть и легко представить образ у себя в голове, а если чего-то в нём не хватает, то и додумать можем. Учёные же таких привилегий лишены. Каждый шаг, каждый вывод им нужно выявить, проверить и обосновать.

Поэтому находка надгробия стало важной находкой в регионе.

Облегающие штаны и короткий кафтан – безусловная часть одежды боспорских воинов, вне всяких сомнений принадлежала скифской традиции. Об этом говорили и письменные источники и другие найденные изображения воинов. Меч с навершием в виде бруска, вкупе с клинком в форме вытянутого треугольника, легко соотносится к оружию «синдо-меотского типа» (такая классификация принадлежит перу советского археолога К. Ф. Смирнову).

Скифо-меотские племена – это культурные группы оседлых варварских земледельческих племён, встречавшихся на правобережье реки Кубань, на Нижнем Дону, территории Абхазии и некоторых других районах Северного Кавказа.

В реальности таких типов мечей найдено довольно мало, всего несколько штук, но у исследователей имеются изображения этого оружия на барельефах и надгробных плитах.

Комбинация этих признаков позволила предположить, что надгробие создавалось для конкретного пешего боспорского воина в пределах середины IV – начала III века до н. э.

Но наиболее интересной деталью надгробного рельефа вне всяких сомнений, является человеческая голова, которую воин держал за волосы правой рукой.

Традиция отрубания голов поверженных врагов в Северном Причерноморье и Северном Кавказе существовала, видимо, довольно давно. К примеру, «отец истории» Геродот в четвёртом томе своего трактата описывает военные традиции скифов как:

«… головы всех врагов, убитых в бою, относят к царю, потому что только под условием доставления головы неприятеля, скиф получает долю добычи…».

Также манипуляции с человеческими головами отражены в целой серии изображений из Северного Причерноморья и Кавказа. К примеру схожий сюжет найден в Курджипском кургане в Закубанье. В нём найден золотой колпачок, на котором изображены четверо попарно стоящих мужчин, и двое из них держат в руках отрубленные человеческие головы.

В целом, в регионе, близком к находке надгробия, имеются три (по некоторым версиям четыре) изображения воинов держащих в руках головы. Большинство исследователей сходятся во мнении, что эти изображения сходны с обычаями скифов, отражёнными в трудах Геродота.

В свете этих данных, представляется вполне достоверным, что на надгробии был изображен боспорский воин приблизительно IV века до нашей эры, который судя по всему был представителем одного из варварских племен – синдов или меотов.

Этот памятник древней культуры как нельзя лучше подтверждает то предположение, что история воинства Боспорского царства, это история множества племён, вошедших в армию этого территориального образования в качестве союзников или в качестве подчинившихся.

Источники:

1. «О мечах синдо-меотского типа» Абрамова М. П.

2. «Военная история и военное дело Боспора Киммерийского» Виноградов Ю. А. Горончаровский В. А.

3. «Изображение боспорского воина на надгробии…» Новичихин А. М.

---

На этом всё. Надеюсь Вам понравилось. Я старался.

Ставьте палец вверх и подписывайтесь. Благодарю.