Вопросы в заголовке, скорее, риторические и ответов на них я не дам, но поныть и порассуждать могу.
Можно сколько угодно про каждое поколение говорить, что оно потерянное и что толку от него примерно как от козла, то бишь ни молока, ни шерсти. Но ни лучше, ни хуже оно (поколение то есть, а не молоко) от этого не станет.
Да, школьники в массе своей не знают историю до такой степени, что Гитлер у них берет Москву с Кутузовым, а Первая Мировая сливается со Второй. О датах или хотя бы веках, когда произошли события тоже лучше не спрашивать. От ответов придется отпаивать себя любимую валерьянкой с коньяком. Соответственно, большинство литературных произведений, написанных с середины 20 века и ранее, понятны процентов на 30-35: много неизвестных слов ("карточки", комиссар, теплушка, эшелон, патефон и далее можно продолжать до бесконечности), много непонятных реалий (типа коммунальной кухни, дефицита товаров, уплотнения жилощади и проч.). И это я еще упомянула только то, что реально могут помнить если не бабушки, то прабабушки нынешних одиннадцатиклассников. Не лучше ситуация и со знанием истории совсем недавнего прошлого, типа развала СССР и Перестройки. Про более отдаленное историческое время лучше даже не заикаться.
Не знают. И знать не хотят. Факт. Бороться можно, но долго, сложно, да и результат борьбы непредсказуем.
Отсюда вопрос: неужели составители КИМов ЕГЭ не в курсе и, действительно, думают, что среднестатистический выпускник представляет собой что-то среднее между участником "Умников и умниц" и призером финального этапа ВОШ по истории? Если, да, то все вопросы автоматически снимаются. Если же нет, тогда еще интереснее: зачем давать выпускникам тексты, в которых им заведомо многое будет непонятно?
С другой стороны, составители иногда пытаются делать вид, что они что-то там понимают в современной музыке, аниме, комиксах и прочем, что, по их авторитетному мнению, интересует подростков. Обычно это выражается в критике современной музыки (современность - это примерно эпоха "Фабрики звезд", если про нее еще кто-то помнит) и сленга, который якобы используют только подростки. Вот один из примеров: "И вот сидишь в этой пробке в этой машине или, скажем, в общественном транспорте, и слушаешь: "Слов не говоря, Искусай меня. Силы не жалей. Дурака валяй". Чего-чего? Не поняла... А чего ж тут непонятного: "Хлопай ресницами И взлетай. Присниться не забывай", - пишет Г.Туз, чей текст попал в сборник С.Ю. Ивановой за 2023 (!) год. Мне при чтении этого текста с учениками пришлось рассказывать о том, что в годы моей юности эта песня была популярна, как и песня группы "Корни", которая Г.Туз тоже не понравилась: "Она любит варенье из ласк, Арифметику, лето и опыты крови, И ее изумрудные брови Колосятся под знаком луны..."
В результате получаются довольно убогие тексты с претензией на актуальность и экспертность. И претензии тут не к их авторам, а именно к составителям текстов. Исключения есть, но их мало.
Никаких выводов делать не буду, потому что они ни на что не повлияют. И в этом году выпускники наверняка опять будут терзать на экзамене Паустовского, Гранина, Пришвина, а если сильно не повезёт, то кого-нибудь из Толстых.