Найти в Дзене
Жертва ЕГЭ

Кто вообще подбирает тексты для ЕГЭ и почему они так далеки от современности, а иногда слишком близки?

Вопросы в заголовке, скорее, риторические и ответов на них я не дам, но поныть и порассуждать могу.

Можно сколько угодно про каждое поколение говорить, что оно потерянное и что толку от него примерно как от козла, то бишь ни молока, ни шерсти. Но ни лучше, ни хуже оно (поколение то есть, а не молоко) от этого не станет.

Да, школьники в массе своей не знают историю до такой степени, что Гитлер у них берет Москву с Кутузовым, а Первая Мировая сливается со Второй. О датах или хотя бы веках, когда произошли события тоже лучше не спрашивать. От ответов придется отпаивать себя любимую валерьянкой с коньяком. Соответственно, большинство литературных произведений, написанных с середины 20 века и ранее, понятны процентов на 30-35: много неизвестных слов ("карточки", комиссар, теплушка, эшелон, патефон и далее можно продолжать до бесконечности), много непонятных реалий (типа коммунальной кухни, дефицита товаров, уплотнения жилощади и проч.). И это я еще упомянула только то, что реально могут помнить если не бабушки, то прабабушки нынешних одиннадцатиклассников. Не лучше ситуация и со знанием истории совсем недавнего прошлого, типа развала СССР и Перестройки. Про более отдаленное историческое время лучше даже не заикаться.

Вот так иллюстраторы журнала "Maxim" видят коммунальную квартиру. Уютненько. Коливинг, так сказать.
Вот так иллюстраторы журнала "Maxim" видят коммунальную квартиру. Уютненько. Коливинг, так сказать.

Не знают. И знать не хотят. Факт. Бороться можно, но долго, сложно, да и результат борьбы непредсказуем.

Отсюда вопрос: неужели составители КИМов ЕГЭ не в курсе и, действительно, думают, что среднестатистический выпускник представляет собой что-то среднее между участником "Умников и умниц" и призером финального этапа ВОШ по истории? Если, да, то все вопросы автоматически снимаются. Если же нет, тогда еще интереснее: зачем давать выпускникам тексты, в которых им заведомо многое будет непонятно?

С другой стороны, составители иногда пытаются делать вид, что они что-то там понимают в современной музыке, аниме, комиксах и прочем, что, по их авторитетному мнению, интересует подростков. Обычно это выражается в критике современной музыки (современность - это примерно эпоха "Фабрики звезд", если про нее еще кто-то помнит) и сленга, который якобы используют только подростки. Вот один из примеров: "И вот сидишь в этой пробке в этой машине или, скажем, в общественном транспорте, и слушаешь: "Слов не говоря, Искусай меня. Силы не жалей. Дурака валяй". Чего-чего? Не поняла... А чего ж тут непонятного: "Хлопай ресницами И взлетай. Присниться не забывай", - пишет Г.Туз, чей текст попал в сборник С.Ю. Ивановой за 2023 (!) год. Мне при чтении этого текста с учениками пришлось рассказывать о том, что в годы моей юности эта песня была популярна, как и песня группы "Корни", которая Г.Туз тоже не понравилась: "Она любит варенье из ласк, Арифметику, лето и опыты крови, И ее изумрудные брови Колосятся под знаком луны..."

Вот так нейросеть видит эту красотку
Вот так нейросеть видит эту красотку
Второй вариант. Как по мне, брови бы погуще.
Второй вариант. Как по мне, брови бы погуще.

В результате получаются довольно убогие тексты с претензией на актуальность и экспертность. И претензии тут не к их авторам, а именно к составителям текстов. Исключения есть, но их мало.

Никаких выводов делать не буду, потому что они ни на что не повлияют. И в этом году выпускники наверняка опять будут терзать на экзамене Паустовского, Гранина, Пришвина, а если сильно не повезёт, то кого-нибудь из Толстых.