Найти в Дзене
Кто вообще подбирает тексты для ЕГЭ и почему они так далеки от современности, а иногда слишком близки?
Вопросы в заголовке, скорее, риторические и ответов на них я не дам, но поныть и порассуждать могу. Можно сколько угодно про каждое поколение говорить, что оно потерянное и что толку от него примерно как от козла, то бишь ни молока, ни шерсти. Но ни лучше, ни хуже оно (поколение то есть, а не молоко) от этого не станет. Да, школьники в массе своей не знают историю до такой степени, что Гитлер у них берет Москву с Кутузовым, а Первая Мировая сливается со Второй. О датах или хотя бы веках, когда произошли события тоже лучше не спрашивать...
2 года назад
Старые значения привычных слов. И почему текст про обывательство превратился в текст про пошлость.
Периодически в сборниках всплывают тексты Бунина, Чехова, Толстого (в прошлом году школьникам, которым на ЕГЭ попался текст про писательство, можно было только искренне посочувствовать), и тогда обнаруживается прямо-таки трагическое несовпадение между тем, что писали эти авторы и тем, что из написанного могут понять школьники. Боль и печаль начинаются почти сразу. Бунин вызвал недоумение словом "стеарин", Чехов изумил коллежским регистратором, а также Анной и Станиславом (теми, которые на шее и в петлице...
2 года назад
Текст ЕГЭ: "Я был когда-то странной игрушкой безымянной..."
На волне успеха фильма "Чебурашка" составители варианта ЕГЭ решили вспомнить о первоисточнике и включили фрагмент текста в КИМ. Вообще текст, почти полностью представляющий собой диалог, не лучший вариант для написания сочинения. Но если он встретится, то с ним тоже надо уметь работать. Вот это фрагмент: На следующий вечер посетителей в Доме дружбы принимала Галя, а Гена и Чебурашка сидели в сторонке и играли в лото. (2)В дверь резко позвонили, и на пороге появился мальчишка. (3)Он был бы совсем обыкновенным, этот мальчишка, если бы он не был необыкновенно растрёпанным и чумазым...
1880 читали · 2 года назад
ЕГЭ по русскому языку всё?
"Как сообщил министр высшего образования и науки  Валерий Фальков, речь идет о том, чтобы "принимать на инженерные специальности и направления только по математике, физике и информатике, а русский язык учитывать, как дополнительный". Честно сказать, даже не знаю, как к этому относиться и к чему это приведет в дальнейшем? Тотальная безграмотность уже в целом не удивляет. Наверное, с ней можно даже смириться и как-то объяснить. Нейросети пишут тексты, текстовые редакторы подчеркивают ошибки и предлагают варианты их исправления, в интернете в целом никто особенно не следит за правописанием...
2 года назад
Тексты про СВО. Как работать с ними на ЕГЭ?
В сборнике С.Ю. Ивановой по подготовке к ЕГЭ-2023 в двух вариантах содержатся тексты некоего современного писателя Д.В. Прохора (на litres главным плюсом его произведений называют то, что их можно читать бесплатно...). Не знаю, является ли автор этих текстов участником спецоперации, но пишет о ней, не стесняясь употреблять профессионализмы, жаргонизмы и аббревиатуры, которые зачастую малопонятны современным школьникам. Например, что такое ОФ, ЗУ и, например, нлавы мне пришлось специально смотреть...
257 читали · 2 года назад
Сочинение по рассказу И.А. Бунина "Книга"
Я к классическим текстам в ЕГЭ отношусь крайне настороженно. Сводить того же Бунина, Чехова или Тургенева к шаблону сочинения ЕГЭ как-то совсем мелко, нелепо и вообще "фу и фи", но иногда приходится переступать через себя и с учениками писать именно по классике. Например, на днях нужно было написать сочинение по рассказу "Книга". Текст, благо, что небольшой, привожу ниже полностью. "Лежа на гумне в омете, долго читал — и вдруг возмутило. Опять с раннего утра читаю, опять с книгой в руках! И так изо...
537 читали · 2 года назад
Поиск проблемы в художественном тексте (основной тип речи - повествование)
Если на экзамене попался текст, где есть герои, которые что-то делают, общаются между собой, с которыми что-то происходит, то текст этот художественный (хотя элементы публицистики в нём могут быть), ведущий тип речи в нём - повествование. В этом случае для начала неплохо понять, что вообще происходит, сколько героев в тексте, от чьего лица ведется повествование. Важно: автора к герою-рассказчику приравнивать НЕЛЬЗЯ. Это будет трактоваться как фактическая ошибка. После того, как мы выяснили, что и с кем происходит, нужно ответить на вопросы: на чьей стороне симпатии автора? почему ему нравится...
369 читали · 2 года назад
Алгоритм для поиска проблемы в публицистическом тексте
Все тексты разные, так что свести их все к одному алгоритму вряд ли получится, но общие моменты выделить стоит. Итак, представляю вниманию почтеннейшей публики выстраданный и окропленный кровью учеников алгоритм поиска проблемы в публицистическом тексте. Вообще часто проблема лежит на поверхности и не стоит ее усложнять...
2 года назад
Ищем и находим проблему в тексте ЕГЭ (публицистический текст)
Если вам повезло и на ЕГЭ попался публицистический текст, то могу только поздравить, потому что работать с публицистикой проще, чем с художественным текстом, так как обычно автор сам уже привел аргументы и сформулировал свою позицию по проблеме. Остаётся только всё это найти и грамотно включить в сочинение. Но перед этим неплохо бы найти проблему. Без нее все остальное в сочинении о сути теряет смысл. Так как искать проблему в публицистическом тексте? По ключевым словам! Вот примерно так, как на картинке: Итак, у нас есть писатель, читатель и "читатель" и их возможная встреча благодаря чтению...
2 года назад