От читателей после рассказа про подготовку к экзаменам на офицерский чин поступило несколько вопросов:
Можно вопрос по элитным подразделениям Цин? В них служили чаще ханьцы или в основном маньчжуры? Кавалерию ведь в основном составляли маньчжуры и монголы... При этом в пехоте много ханьцев, порой чисто номинально, с крашеным под металл деревянным оружием.
Кроме того,
Куда же исчезла эта китайская армия после завоевания страны маньчжурами?
Да никуда не исчезла. Но обо всем по порядку!
Совместное сосуществование с маньчжурами возникло в ту пору, когда весной 1644 года генерал У Саньгуй, охранявший Шанхайский проход в Великой стене в полусотне километрах к северу от Пекина, пригласил маньчжур выступить совместно против армии восставших Ли Цзычена, на тот момент уже захватившего столицу и основавшего империю Шунь.
Это, кстати, был стандартный для Поднебесной путь смены династий, и в китайской культуре встречаются осуждения генерала
призвавшего чужеземцев и прервавшего естественный путь вещей.
Как нам сейчас хорошо известно, маньчжуры в итоге решили подзадержаться в более теплых и развитых краях, и в итоге на сторону новой империи Цин перешло много китайских войск.
Нурхаци создал новую систему единства солдат и мирных жителей - систему «Восьми знамен»(八旗 bāqí).
Сперва это было четыре кавалерийских «корпуса» из чистокровных маньчжур и чжурчженей, а с 1615 года таких частей стало восемь, и они именно тогда получили свое знаменитое название «Восьмизнаменные»:
низовое звено формировалось из 300 бойцов и называлось ниру,
пять ниру составляли чалэ,
пять чалэ составляли гуза,
два гуза составляли «знамя»,
которые для удобства различения на расстоянии различались по цвету, и племя чжурчжэней в армии составляло относительно большое количество.
По мере увеличения занимаемой площади приходилось набиралось все больше и больше солдат. И это станет серьезной проблемой армии Цин, особенно в поздние годы империи.
Чтобы еще больше сконцентрировать власть верховного правителя и ослабить мощь маньчжурской знати, еще до похода в Китай в ходе экспансии эта армия стала сперва дополняться с 1622 года монгольскими, а с 1631 года и китайскими, не входившие в «Восьмизнаменные войска».
В итоге этих реформ, когда маньчжуры стали захватывать Китай, лояльные им минские части легко были интегрированы в войска «Зелёного знамени» ( 綠營 Lüying). Но и их в итоге - не хватало.
В дальнейшем войска «Зелёного знамени» рассредоточивали в качестве небольших гарнизонов, активно припахивая в абсолютно невоенной деятельности. По сравнению с солдатами «Восьми знамен», жалованье этих воинов было сравнительно невелико:
хватает только на личное пропитание и они не могут позаботиться о семье,
поэтому солдаты совмещали службу с различными работами, торговлей, не брезгуя и грабежом. Войска «Зелёного знамени» превратили в боле-менее строгую систему лишь в период правления «Канси» (1662-1722), военачальники оказались в непосредственном подчинении военного министерства и не могли напрямую командовать войсками.
Важно различать, что при Цинах существовали китайские военные соединения двух принципиально разных типов.
Первый тип «бин» (兵 bīng) - это регулярная армия. Их обучение, командование и военные выплаты организуются администрацией Цин. Они командуют и подчиняются инструкциям своего начальства.
Второй тип «юн» (勇yǒng) - другое дело.
Они принадлежат к местным полкам, сформированы на местном уровне и несут ответственность за местную общественную безопасность, то есть служат помещикам, шэньши и т. д.
Их военное снаряжение и оружие, оплата и содержание предоставляются классом местных землевладельцев, а не государством.
Характерная черта - это практически кардинальное отличие системы формирования, снаряжения и обучения от «Восьмизнаменной армии». На 1812 год по стране насчитывалось 861 671 солдат «Зелёного знамени».
Большинство солдат - это пехота.
К концу правления восьмого императора Айсиньгёро Мяньнин (1782-1850) под девизом «Даогуан» (1820-1850) такие войска в итоге стали единственной боеспособной армией в стране. Однако и они слишком отставали от мирового развития военного дела, и уже скоро будут создаваться части по западному образцу с активным привлечением западных специалистов.
«Юн-инь» (勇 營, буквально «храбрые лагеря») в такой ситуации стали своеобразной разновидностью региональной армии, которая возникла в 19 веке в армии династии Цин , которая сражалась на большей части военных действий Китая после Опиумной войны, когда многочисленные восстания и вторжения западных держав показали неэффективность маньчжурских «Восьми знамен», ну и китайского «Зеленого».
«Юн-инь» были вынужденно созданы из отрядов ополчения «туань» ( 團練 tuánliàn). Это китайский термин для обозначения местных деревенских ополченцев, появившихся во времена аж династии Чжоу.
Таким образом, в годы Цин возникает отдельная категория приданных войск «Юн» как развитие давно устоявшейся системы сельского ополчения (乡勇 xiāngyǒng, ратники сельского ополчения; бойцы помещичьих отрядов).
В конце династии Цин маньчжуры столкнулись с серьезной проблемой: из-за нелепой концепции «чистокровных» и частых смешанных браков между близкими родственниками проблемы с деторождением здорового потомства возникли даже на самом верху: три императора не оставили наследников.
«Региональные войска» не были обусловленны традициями прежних, знаменных войск, они не проходили их традиционнуцю систему подготовку и обычно использовали уже современное западное оружие. Причем комсостав был тоже обычно из местных и никогда не менялся, поэтому между офицерами и войсками складывались совсем иные отношения, чем в обычной армии:
И сила, и слабость юн-ин можно было найти в тесных личных связях, которые формировались между высшими и низшими офицерами, а также между офицерами и солдатами. В этом отношении они отличались от традиционных императорских армий Цин - как знаменных войск, так и Армии Зеленого Знамени.
Эти отряды подчинялись только своему командиру, руководствуясь правилом, которое было названо:
Солдаты следуют за полководцем, солдаты принадлежат полководцу
兵 隨 將 轉 , 兵 為 將 有,
в отличие от старого военного правила, возникшего еще до династии Северная Сун.
Тем самым была заложена предпосылка появления Эры Милитаристов:
Достоинство юнь-инь заключалось в тесных личных связях между офицерами и солдатами. Командиры армий (дун-лин) лично выбирали командиров различных подчиненных им батальонов. Каждый командир батальона (ин-гуань), ответственный за около 550 человек, лично выбирал офицеров своей роты (шао-куань), которые, в свою очередь, выбирали офицеров своего взвода (ши-чан). Около 10 рядовых солдат, составлявших взвод, обычно выбирались самим взводным офицером.
юн-инь были благодарны офицерам батальона за то, что они выбрали их для внесения в списки, как если бы они получили личную милость от офицеров. Поскольку в обычное время [между офицерами и войсками] существовали добрые отношения, а также взаимное доверие, в бою можно было ожидать, что они увидят друг друга через невзгоды и невзгоды
Как говорилось выше, Нурхаци (1559 - 1626), первый маньчжурский император, создал новую систему «единства военных и гражданских» - систему восьми знамен.
Чтобы еще больше сконцентрировать свою власть и ослабить могущество маньчжурской знати, правитель решил создать независимую военную силу и специально добавил «Зеленый лагерь», в котором преобладают ханьцы.
Но в дальнейшем «зеленые войска» Цин - это военная система, наследованная от Мин и адаптированная для новой тактики. Эти войска находятся под юрисдикцией военного министерства. Ввиду разнородности китайских (минских) войск под этим знаменем статус их был намного ниже, чем у солдат «Восьми Знамен».
Заработная плата солдат «Восьмизнаменной армии» не только более чем в три раза выше, чем у китайских солдат, но у них были такие серьезные преимущества в аграрном Китае, как предоставление земельных наделов.
«Восемь знамен» Запретного города охраняли столицу и составляли около двух третей от общего числа Восьми Знамен. Основная задача - защита и обеспечение безопасности внутри столицы.
Основу столичных «Восьмизнаменных частей» составляли элитные части:
- «Отряд храбрецов» - «Сяоци» (骁骑 xiāoqí , на фото выше), куда отбирали по 20 человек из каждого знамени;
- «Тигровый отряд» (虎枪营hǔqiāngyíng);
- отряд отборных бойцов «Цзяньжуй» (健锐营 jiànruìyíng) полностью павших в бою, когда силы британской и французской коалиции напали на Пекин 1860 году,
- столичная гвардия (护军营 hùjūnyíng)
- отряды дворцовой гвардии, вооруженные огнестрельным оружием (火器营 huǒqìyíng).
Количество солдат в «Восьмизнаменной армии» было относительно постоянным, а вот количество китайской составляющей постоянно колебалось, обычно увеличивалась численность дешевой, плохо обученной и слабо мотивированной пехоты.
Увеличение личного состава обычно происходило в случае внешних войн или для подавления восстаний внутри страны.
Одним из ярких примеров масштабной мобилизации - подготовка зимой 1754 к войне с Джунгарским ханством, знаменитая тотальной реквизицией лошадей: их отбирали не только у своих приграничных войск в Забайкалье и изымали на почтовых станциях, часто просто останавливали купеческий караван для реквизиции, бросая людей и груз на произвол судьбы.
Такие решительные меры позволили создать две мобильные ударные группы общей численностью до двухсот тысяч, полностью разгромивших противника в 1755-1759 годах, а затем основательно занявшихся геноцидом местного ойратского населения.
Такие мобилизации приводили к серьезным издержкам казны на содержание войск, к тому же это выключало большое количество мобилизованных крестьян из сельхоз работ.
Всё это не только снижало налогообложение (его ж никто не отменял!), это сильно вызывало недовольство населения в районах, подвергнутых такой тотальной мобилизации.
С другой стороны, если в этих регионах вспыхивали стихийные восстания против поборов и рекрутчины, что требовало уже новой мобилизации в пока спокойных регионах, тем самым втягивая страну в бесконечный цикл.
В свободное же время «Зелёнознаменные» в основном выполняли полицейские и охранные задачи (в том числе и охрану древних гробниц от разграблений). Их также использовали на строительстве, в первую очередь каналов, ибо с дорогами в Китае было неважно, основной коммуникацией были реки, а точнее - Великий канал.
Но так же «Зелёнознаменные» несли гарнизонную и пограничную службу. А на поле боя их использовали как «пушечное мясо» - ставили на направлении наиболее опасного удара, а уже «Восьмизнаменные» собирали плоды победы. Такое отношение также негативно влияло на моральное состояние китайских солдат. И это скажется в войнах заката Империи Цин...
Вот примерно так, если кратко, про армию времен империи Цин.
Напомню, это дополнение к рассказу про атлетическую систему, которой занимались элитные части, в первую очередь - маньчжурские.
Если интересно подробнее о «Традиционной атлетической системе офицеров Восьмизнаменной армии» можно прочитать в статьях:
Атлетическая система физического воспитания, развития силы воли и духа военной элиты Цинской династии
Несколько видео-примеров силовой атлетики Старого ушу
Забытые силовые упражнения Старого Ушу.
Для записи на еженедельные занятия и по всем вопросам обращаться сюда.
Продолжение следует...