О дворце князей Юсуповых в Санкт-Петербурге не знает только тот, кто вообще ничего не хочет знать! Он навсегда вошёл в историю России, так как стал местом убийства Григория Ефимовича Распутина - загадочного человека, который имел значительное влияние на императорскую семью...
О дворце в Ялте, а точнее в Кореизе известно меньше, хотя в историю он тоже вошёл не только тем, что там жил убийца Григория Распутина Феликс Феликсович Юсупов-младший.
Ещё меньше известно о других дворцах Юсуповых в Крыму, о которых Феликс Юсупов-младший писал:
Крым был излюбленным местом отдыха царской семьи. Отдыхала здесь и знать. Имения их располагались на южном берегу между Ялтой и Севастополем. Поместья меж собой соседствовали, и отдыхавшие виделись часто. У нас в Крыму было несколько владений. Два самых больших в Кореизе, на самом побережье, и в Кокозе, более вглубь, в долине меж гор. Имелся также дом в Балаклаве, но там мы не жили ни разу.
О дворце в Коккозе или Соколином писал здесь:
Дворец, который и ныне известен как Юсуповский дворец, хотя сейчас мало что осталось от прежнего великолепия, был построен в Кореизе недалеко от других дворцов императорской семьи известным ялтинским архитектором Николаем Петровичем Красновым для князя Феликса Феликсовича Юсупова-старшего (графа Сумарокова-Эльстона).
В 1880 году Феликс Юсупов-старший купил имение, на месте которого находилась дача «Розовый дом», принадлежавшая в прошлом княгине Анне Сергеевне Голицыной, даме из богатой семьи, немного странной, но без рассказа о которой не поймешь историю Крыма и его виноделия, но сейчас о Юсуповых.
Итак, Феликс Юсупов-старший покупает землю и дворец княгини Голицыной, имение после смерти Анны Сергеевны Голицыной перешло во владение София-Юлия (Анна) Алексеевна де Беркгейм, дочери спутницы княгини баронессы Варвары-Юлии Крюденер, но при вступлении в наследство были нарушены правила, потом баронесса Беркгейм забывала платить налоги, в итоге племянник княгини, генерал-майор Сергей Иванович Мещерский начал бороться за сохранение имений и по постановлению суда от 14 мая 1865 года имение было передано во владение его сестре Марии Ивановне Гончаровой и её потомкам. Правда в этом наследсте было много долгов, пришлось продавать земли и погашать долги. Среди таких продаж был и "Розовый дом", который достался Феликсу Юсупову...
В 1909 году в имении начались изменения: "Родовый дом" превратился в дворец под руководством ялтинского архитектора Николая Петровича Краснова, именно его творение мы видим снаружи, за исключением некоторых деталей, которые были сделаны в последующие годы, внутри дворец претерпел изменения уже значительные, изменившие его облик.
Только в большая столовая сохранилась, кстати именно здесь проходил обед во время Ялтинской конференции.
А также помолвка Феликса Юсупова-младшего с племянницей императора Николая II княжной императорской крови Ириной Александровной.
После революции, как и другие дворцы Крыма он был национализирован и перешёл к ВЧК как дом отдыха для сотрудников. Во время Ялтинской Конфереции Юсуповский дворец стал резиденцией советской делегации во главе с Иосифом Сталиным.
Парк Юсуповского дворца был создан садовником, который вписал своё имя в историю Крыма, - Карлом Кебахом. И по парку можно гулять бесконечно. Территория парка - 16,5 га, здесь растёт около 7,5 тысяч растений, среди которых до 200 видов декоративных деревьев и кустарников, 32 из них является редкими.
Феликс Феликсович Юсупов-младший любил этот дворец и парк и в своих воспоминаниях писал:
Кореизская усадьба, серокаменная, грубая, вписалась бы скорей в городской пейзаж, нежели в приморский. Тем не менее была она гостеприимна, удобна. В парке стояли домики для гостей. Вокруг дома – розы, и воздух благоухает. Сады и виноградники спускаются уступами-террасами до самой воды.
Отец наследовал Кореиз от матери и самолично занимался управлением и украшением. Одно время он увлекся скульптурой. Купил огромное количество статуй и уставил ими весь парк. Нимфы, наяды, богини стояли у каждого кустика, как в гомеровы времена. На берегу отец устроил купальню и бассейн с постоянным подогревом воды, так что купаться можно было в любое время года. Вдоль берега стояли бронзовые фигуры – персонажи крымских легенд, а на пристани статуя Минервы напоминала нью-йоркскую Свободу с факелом в руке. На скале сидела наяда. Если бурей ее сносило, немедленно ставили новую.
Отцовские фантазии принимали порой самую причудливую форму. Как сейчас помню матушкино удивление, когда отец подарил ей на день рождения гору Ай-Петри, что высится на южном берегу – лысую, скалистую, самую высокую на полуострове.
Осенью отец устраивал праздник, называя его «день барана». Созывались все, от царской семьи до жителей ближних деревень. С кокозских гор спускались козы и овцы. Козам надевалась на шею розовая ленточка, овцам – голубая. Гости приглашались есть-пить вволю и играть в бесплатную лотерею. Бродили козы, бродили люди, лежало угощение. Ожидали сюрприза, но сюрприза не было. Гости расходились по домам, не зная толком, зачем приходили. И все же, чтобы не обижать отца, непременно являлись на «праздник» всякий год.
Сейчас во дворце музей:
Адрес: Крым, Большая Ялта, пгт. Кореиз, Парковый спуск 26
Часы работы: С 09:00 до 18:00.
О других дворцах Крыма читайте здесь: