Моё почтение.
Татуировка – один из древнейших способов манипулировать человеческим телом, включающий нанесение шрамов, рубцов, прокалывание и прижигание.
В отличие от классических способов смены внешности, таких как грим, причёска или одежда, татуировка, как правило, остаётся с человеком навсегда. Её конечно можно попытаться закрасить, затереть или в конце концов спрятать, но память о этом символе не исчезнет.
В глазах наших предков татуировка – дело вдумчивое и сакральное. На сегодняшний день, фактическим доказательством нанесения неизгладимых знаков являются находки датируемые IV тысячелетием до нашей эры в Египте. Но, судя по всему эта традиция значительно древнее и распространена значительно шире в мировом масштабе.
Значение татуировок широко и многообразно. Когда-то жители острова Борнео верили, что их рисунки помогают освещать путь умершим в царстве мертвых. Древние греки и римляне считали тату символом позора и наказания. Для алтайских скифов наколка служила воплощением священного текста.
В этой статье, даже если сильно постараться, мне не удастся осветить весь обширный ареал знаний о татуировке как культурном феномене древности, но кое-что интересное всё же готов рассказать.
Поэтому, усаживайтесь поудобнее и приятного чтения. И да! Статья будет немаленькая, так что подписывайтесь, чтобы не забыть дочитать.
ПОЙМЕМ ЛИ МЫ ДРЕВНИХ ЛЮДЕЙ?
Прежде чем начать, стоит определиться «на берегу», чем же отличаются внутренний мир усредненного современного человека, от его древнего предшественника. По версии профессора чикагского университета Мирче Элиады – восприятие индивидуума нашего времени заключается в том, что он рассматривает себя как существо исключительно историческое, как единицу живущую в мире рационализма и порядка, наполненного законами и закономерностями. Человек архаического периода, в свою очередь не интересовался историей или событиями прошлого. Его сознание находилось в состоянии священной статики, в которой есть боги, духи и мистические силы со своими непреложными и фундаментальными законами. Всё что окружает древнего человека – лишь слепки из ранее созданных событий.
Отсюда и формируются принципиальные различия людей разных эпох – в отличии от современного общества, архаичное проживает свою жизнь как таинство, наполненное ритуалами и переходными состояниями.
Возможно поэтому манипулирование с телом в глубокой древности – неотъемлемый атрибут человеческой культуры. При этом, чаще всего воздействию подвергались индивидуумы в ходе ритуалов «перехода» (посвящение подростков, брак, принятие в семью или траур по погибшим).
С точки зрения древней культуры, человеческое тело необходимо было «доделывать», чтобы оно соответствовало требуемому общественному состоянию. Ведь чтобы стать «полноценным», нужно было пройти определённую трансформацию, связанную с переходом на новую ступень иерархии.
Способы нанесения неизгладимых знаков.
Самым первым инструментом татуировки, вероятно были острые природные колючки. Однако для создания более сложных рисунков и узоров, требовались более совершенные инструменты, состоящие из объединенных в ряд наконечников.
Вообще, красящее вещество можно вводить под кожу разными способами. Краску втирают рукой по свеженаколотому месту или работают уже с окрашенной иглой (периодически погружая её в раствор).
Историческая наука, помимо прокалывания, знает ещё несколько способов нанесения неизгладимых знаков. Скарификация или шрамирование – крайне болезненный вариант нанесения знаков, поскольку вместо уколов это действие подразумевает разрезание кожного покрова с последующим втиранием краски (хотя нанесение красящих средств присутствует не всегда). Намеренно оставляя такие раны до естественного заживления, представители некоторых культур добивались эффекта выступающих под кожей рубцов. Частно это относилось к расам людей с наиболее тёмной кожей.
Ещё одним крайне болезненным способом рисунка на теле является выжигание раскалённым металлом. Процедура имеет глубокие корни и одни из первых применений датируются ещё III тысячелетием до нашей эры на Балканах.
Встречался ещё один, хоть и не очень частый способ, при котором кожа прошивалась окрашенными нитками в заданный узор, после чего нити извлекали из тела.
Как видим, способов не мало и в статье отражены не все. Для древних людей видимо принципиальным был не способ нанесения неизгладимых знаков, а само их наличие. Поэтому помимо татуировки, широко практиковались и более ужасные ритуалы связанные с калечением человека. Пирсинг, растягивание тканей губ и мочек ушей, подпил зубов, отверстия в щеках и на черепе – вот далеко не полный список формирования отметок на телах древних людей.
ЗАЧЕМ?
В способах более или менее разобрались теперь перейдём к мотивам. Для чего люди наносили на тела неизгладимые знаки и какое значение им придавали в последующем.
Современные исследователи выделяют несколько основных причин нанесения татуировок:
- Инициация и переход из общественного слоя в другой.
- Декоративный как система украшения тела и привлечения внимания со стороны представителей другого пола.
- Чтобы защитить себя, придав телу угрожающий вид (внутренняя ассоциация себя с хищником).
- Чтобы мимикрировать с окружающей средой и социумом (защитная, камуфлирующая татуировка).
- Чтобы коммуницировать с людьми из окружающего мира (аналог современного паспорта и личного дела в органах внутренней власти).
Вообще, с точки зрения эволюции татуировка как способ защиты также находит объяснение со стороны исследователей.
По сравнению с другими животными, человек по своей природе существо слабое и даже беззащитное. У нас нет острых когтей или зубов, толстой шкуры или огромной физической массы. Вместе с тем сапиенсы достаточно агрессивны, причем частно агрессия направлена на представителей своего же вида.
Когда было изобретено оружие, позволившее эффективно охотиться и защищаться, люди из разряда жертв перешли в категорию хищников. Но человек не рождается с оружием в руках и наше самосознание остаётся двойственным. Поэтому, если исходить из позиции инстинктивного восприятия мира, стремление покрыть себя защитной или агрессивной раскраской – естественный процесс. Более того, шрамы и узоры на теле, в частности для мужчин – признак мужества, силы испытанной в боях. Это традиционный показатель агрессивности и соответственно успешности в животном мире.
Безусловно, в обществе процессы сложнее чем просто инстинктивное взаимодействие. Есть у татуировок ещё одно свойство, которое стоит рассмотреть подробнее, ведь в разрезе исторической памяти, когда-то оно несло колоссальную ценность.
Итак, о чём это я.
Начну немного из далека, а именно о форме культурно-исторического запоминания.
Письменность – это форма памяти. Причём запоминаем мы и записываем в основном исключительные события, те которые случились с нами впервые или вообще не должны были произойти. Этот факт одинаково справедлив как для современной культуры, так и для древней. Память такого типа ориентирована на количество уникальных происшествий и постоянно увеличивает сумму накопленных знаний.
Культуролог и литературовед Михаил Юрьевич Лотман назвал этот эффект «письменным сознанием».
Однако есть и другой тип памяти. Он стремится сохранить сведения о порядке, о последовательных и непреложных законах, а не выявленных сбоях системы. Культура ориентированная не на умножение числа новых знаний, а на повторное воспроизводство уже имеющихся, данных однажды и повторяемых из раза в раз. В самом начале статьи я уже упоминал об этой особенности. В таком восприятии мира, роль текста и письменности выполняют природные символы (деревья, скалы и к примеру небесные светила), а также созданные человеком – идолы, истуканы, курганы и архитектурные памятники.
Такое восприятие мира формирует повторяющиеся образы на всех предметах быта человека – одежде, утвари, украшения и теле. Такая память не может существовать без ритуального обряда. В бесписьменных обществах татуировка выполняет роль традиционных образов, необходимых для сохранения единства восприятия мира.
По М. Ю. Лотману, бесписьменная культура упрощает систему обмена символами до предела, заменяя их интуитивно понятными рисунками и символическими знаками. Поэтому в таких обществах используется огромное количество амулетов, владельческих знаков и памятников. В таких обществах потенциально возможно бурное развитие магических культов, использующих простейшие геометрические знаки или природные понятия. Совмещённые в каком-то особом порядке, они не обозначают какую-то конкретную информацию или фразу, которую пытается донести носящих их человек. Они скорее наполнены смыслом, чем конкретикой. Такие символы напоминают о чём-то, а не говорят прямо.
Получаем, что помимо обозначенных выше причин нанесения татуировок, добавляется ещё одна – культурная, несущая память общества.
Что получаем?
Татуировка, впрочем как и другие неизгладимые символы – в исторической перспективе, явление не только внешнее, физическое, но и культурно ориентированное, выступающее в качестве коллективной памяти общества и инструментов взаимодействия людей друг с другом. Это в современном мире нормы морали и правила поведения у нас определены написанными законами и правилами. В древних обществах приходилось выкручиваться по-своему и инструментом фиксации норм зачастую выступал сам человек.
Наиболее яркими и интересными свидетельствами татуировки конечно же являются мумии.
Начнём с ледяного человека Этци (иногда в переводах Отцы).
В 1991 году в высокогорных Альпах, на границе Австрии и Италии стояла необычайно тёплая погода. Снег растаял и обнажил миру удивительную находку, которую обнаружили два альпиниста, находящиеся на восхождении на высоте 3 тысяч метров. О чём они незамедлительно сообщили местным властям.
В толще льда было обнаружено тело замерзшего человека.
Медицинская группа, прибывшая на место происшествия, быстро определила что находка относится не к XX веку и оперативно доставила тело в лабораторию Инсбрукского университета. Там, совместно с представителями других исследовательских лабораторий, провели соответствующие исследования и пришли к выводу что возраст посланца из прошлого без малого больше 5 000 лет.
На коже мумии сохранились следы татуировок. Изучая их расположение, исследователи предположили, что места размещения нательных рисунков расположены в соответствии с болезнями и патологиями человека. Более детальный анализ подтвердил эту теорию, хотя и не в полном объеме.
Хотя никто не может опровергнуть мнения о том, что человек этот относился к колдунам племени. При нём были найдены амулеты, а само тело располагалось недалеко от древнего капища.
Всего на теле ледяного человека была обнаружена 61 татуировка (и поиск продолжается). В основном это крайне простые символы – выполненные в виде точек и коротких линий.
Пустыня Такла-Макан и её тайны.
В 70-х годах прошлого века группа Китайских учёных отправилась в экспедицию в пустыню Такла-Макан на поиск следов ушедших цивилизаций. Благодаря упорству и настойчивости, им удалось обнаружить и раскопать ряд погребений и поселений, оставленных около 2 500 лет назад и даже раньше. Помимо археологических артефактов, в гробницах были найдены и мумии, сохранившиеся благодаря песку и сухому климату.
При помощи инфракрасного излучения, учёным удалось выявить следы татуировок на поверхности кожи. Они покрывали лица, руки, пальцы, спину. Есть мнения что эти рисунки отражали статус в социуме общества и возможно даже половую принадлежность древних жителей Такла-Макан.
Феномены Алтайских находок.
Первые археологические находки с богато представленной татуировкой, стала мумия обнаруженная экспедицией С. И. Руденко в 1948 году (Пазырыкский курган).
Изображения были сохранены плохо, но тем не менее были прекрасно описаны и зафиксированы.
Дальнейшие поиски привели к впечатляющим уникальным находкам мумий с прекрасно сохранившимся убранством и нанесёнными татуировками.
Найденные останки принадлежали представителям Пазырыкский скифской культуры, жившей здесь около V века до нашей эры. И нужно отметить, что знание и понимание пазырыкцами местности в которой они обитали, позволило сохранить тела усопших в таком прекрасном состоянии.
Дело в том, что место обнаружения мумий, Укок – одна из самых высокогорных равнин Алтая. Вокруг расположены огромные ледники и мерзлота не отступает даже в «тёплое» время года. Для захоронения своих соплеменников кочевники осознанно выкапывали в местном грунте яму, которая быстро заполнялась проникающими подпочвенными водами. Превращаясь в ледяную линзу, она прочно сковывала тела усопших, оберегая их от агрессивного воздействия внешней среды.
Анализ татуировок проводимый исследователями (к примеру российским археологом Н.В. Полосьмак) позволил достаточно уверенно выделить закономерности способа нанесения и общего стиля нательных рисунков. Это позволяет делать смелые утверждения о единстве культуры живших здесь племен и их схожести с другими скифскими племенами, широко расселившимися по Евразии примерно 2 500 лет назад.
Сами татуировки, вероятнее всего выполнялись либо прошиванием кожи, либо нанесением уколов с введением под кожу красящего вещества. Тату наносились задолго до смерти, скорее всего, в молодости человека. В качестве краски вероятнее всего использовалась угольная сажа, как символ домашнего очага и рода, для представителей кочевых племен.
Думаю для любого, кто мало-мальски интересуется вопросом, не секрет что «визитной карточкой» скифской кочевой культуры является так называемый звериный стиль. Как видно, он проявил себя не только в предметах быта, оружия и украшений, но и в форме татуировки.
Интересно, что с точки зрения психологии и психоанализа, рисунки оскаленных хищников могут свидетельствовать о склонности тогдашнего общества к агрессии, ярости и насилию. Распространение хищных животных в атрибутике населения и татуировки, свидетельствует о психологическом состоянии общества тех времен. По данным археологии и письменным источникам, у скифов (и сармат) в плане устройства существовала так называемая «военная демократия». Социальное положение воина было сопряжено с особым престижем и соответственно общий уровень агрессии был вероятно крайне высок.
ИТОГИ
Материал получился по местным меркам объемным и немного сумбурным. Всё-таки тема татуировки обширна и сложна.
Дочитав статью (а я искренне надеюсь, что вы смогли её осилить), попробуйте задуматься над тем насколько глубокие психологические корни имеет татуировка и что она значит для тех, кто наносит их на себя и тех, кто видит их в повседневной жизни.
Тысячелетия остались за спиной, а символы и древнейшие значения тату в современном мире остались неизменны.
Неизгладимые знаки играют для человека всё те же роли:
· Сакральные значения для каждого из нас;
· Способ выделиться из толпы и приобщить себя к какой-то отдельной группе индивидуумов (быть хищником или мимикрировать)
· Нести через татуировку память или напоминание о каком-то значимом и важном событии в жизни человека.
Несмотря на то, что татуировок у меня нет, после изучения темы стал значительно с большим пониманием к ним относиться…
НАПОСЛЕДОК. Что почитать по теме.
Рекомендую книгу «НЕИЗГЛАДИМЫЕ ЗНАКИ. Татуировка как исторический источник» за авторством Мечниковой Марии Борисовны – прекрасного антрополога, д.и.н. и ведущего научного сотрудника Отдела теории и методики Института археологии РАН
----
На этом пожалуй всё.
Надеюсь Вам понравилось. Я старался.
Подписывайтесь и ставьте пальцы вверх. Вам не сложно, мне приятно.