Чтобы понять это, надо определить особенности воспоминания, мемуара, и собственно произведения выдуманного, которое мы называем художественным. Каждый без труда определит при чтении, что перед ним - мемуары или нечто, придуманное автором. Но все же выделим основной признак, который позволит нам ответить на поставленный вопрос в заглавии.
1. Воспоминания - автор рассказывает о том, что он лично видел. Или то, что видели те, с кем он общался, кого опрашивал, задавал вопросы.
2. художественное произведение - автор вкладывает в уста персонажей, которых он описывает, монологи, которые он услышать не мог лично, о которых ему не могли рассказать третьи лица, и которые ему не мог поведать тот персонаж, который ведет этот монолог.
Допустим, сцена встречи Гамлета с призраком его отца. Если в рассказе об этой встрече мы узнаем о том, о чем думал Гамлет в минуты встречи, а своими мыслями принц Датский с автором не делился, то это художественное произведение. Если автор передает текст беседы Гамлета с призраком, это может быть "воспоминанием" лишь в том случае, если бы о содержании этой беседы автору кто-то рассказал: Гамлет, Призрак, случайный свидетель, или он сам был рядом в это время и мог слышать диалог.
Собственно, это понятно и без объяснения.
А теперь открываем Евангелие от Матфея и читаем:
36. Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там.
37. И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать.
38. Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною.
39. И, отойдя немного, пал на лицо Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты.
40. И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: та́к ли не могли вы один час бодрствовать со Мною?
41. Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.
42. Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя.
43. И, придя, находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели.
44. И, оставив их, отошел опять и помолился в третий раз, сказав то же слово.
45. Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы всё еще спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников;
46. встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня.
47. И, когда еще говорил Он, вот, Иуда, один из Двенадцати, пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных.
48. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его.
49. И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви́! И поцеловал Его.
50. Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его.
(Св. Евангелие от Матфея 26:36-50)
Вопрос. Если это воспоминания Матфея, откуда он мог знать, о чем говорил Иисус, в одиночестве общавшийся с Богом?
А вот что нам рассказывает апостол Марк:
32. Пришли в селение, называемое Гефсимания; и Он сказал ученикам Своим: посидите здесь, пока Я помолюсь.
33. И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать.
34. И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте.
35. И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей;
36. и говорил: Авва Отче! всё возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты.
37. Возвращается и находит их спящими, и говорит Петру: Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час?
38. Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.
39. И, опять отойдя, молился, сказав то же слово.
40. И, возвратившись, опять нашел их спящими, ибо глаза у них отяжелели, и они не знали, что́ Ему отвечать.
41. И приходит в третий раз и говорит им: вы всё еще спите и почиваете? Кончено, пришел час: вот, предается Сын Человеческий в руки грешников.
42. Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня.
43. И тотчас, как Он еще говорил, приходит Иуда, один из Двенадцати, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и книжников и старейшин.
44. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его и ведите осторожно.
45. И, придя, тотчас подошел к Нему и говорит: Равви́! Равви́! и поцеловал Его.
46. А они возложили на Него руки свои и взяли Его.
(Св. Евангелие от Марка 14:32-46)
Апостолы спят, Иисус уединяется для общения с Богом. Рядом никого нет, Иисус один. О чем он говорил, никто из апостолов знать не мог, и Иисус не мог рассказать, поскольку его тот час же схватили. Не успел рассказать.
Посмотрим теперь, что нам пишет апостол Лука:
40. Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение.
41. И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился,
42. говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет.
43. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его.
44. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю.
45. Встав от молитвы, Он пришел к ученикам, и нашел их спящими от печали,
46. и сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение.
47. Когда Он еще говорил это, появился народ, а впереди его шел один из Двенадцати, называемый Иуда, и он подошел к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть.
(Св. Евангелие от Луки 22:40-47)
Откуда Лука мог знать, что Иисус сказал Богу: "Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет.". Откуда Лука мог знать, что в этот момент к Иисусу явился ангел с небес и "укреплял его"? Откуда он мог знать, что Иисус, находясь в борении, молился так, что с него капал пот на землю?
Если бы Матфей, Марк и Лука были действительно свидетелями и писали бы в Евангелиях свои воспоминании о последнем вечере с учителем, они бы написали:
"Иисус хотел побыть с нами, чтобы мы были рядом и укрепляли его, но нам очень хотелось спать. Учитель ушел молиться, а мы все дружно заснули. Как молился наш учитель не слышали, кто к нему являлся, не видели, всё проспали. А потом, когда Иисус вернулся, ворвались римляне с Иудой и схватили его. Больше мы с ним не общались".
А вот если бы авторы писали художественное произведение, это был бы вполне допустимый прием.
Мы сейчас прочитали рассказ о последнем вечере с Иисусом в изложении трех апостолов: Матфея, Марка и Луки. А что же нам поведал автор четвертого Евангелия апостол Иоанн. Иоанн о сне учеников не пишет, но зато речь Иисуса очень многословна - аж 26 стихов. Были ли ученики рядом? Этого мы не знаем. Если бы не три первых Евангелия, мы бы могли предположить, что были. Бодрствовали. Но мы же знаем, что они спали. Так что же истина? Иисус и спящие ученики? Или Иисус и бодрствующие ученики? Есть ли у нас основания не верить Матфею, Марку и Луке? Нет. Почитаем же, что говорил Иисус во время молитвы. И мы же помним, рядом никого не было:
1. ... Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя,
2. так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную.
3. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа.
4. Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить.
5. И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира.
6. Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое.
7. Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть,
8. ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня.
9. Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои.
10. И все Мое — Твое, и Твое — Мое; и Я прославился в них.
11. Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святой! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы.
12. Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание.
13. Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную.
14. Я передал им слово Твое; и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира.
15. Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла.
16. Они не от мира, как и Я не от мира.
17. Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина.
18. Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир.
19. И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною.
20. Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их,
21. да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня.
22. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино.
23. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены́ воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня.
24. Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира.
25. Отче праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня.
26. И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них.
(Св. Евангелие от Иоанна 17:1-26)
Так что из себя представляют Евангелия? Что это за жанр? Воспоминания учеников об учителе? Или вымышленное художественное произведение?
Мне могут возразить - в античности было принято при написании истории вкладывать в уста полководцев, царствующих особ слова, которые он мог бы сказать. Но тогда нам следует признать - Матфей, Марк и Лука (да и Иоанн) не слышали, как молился Иисус, не видели, как молился Иисуса. Они это все выдумали.
Так что же такое - Евангелия? Воспоминания учеников или придуманное произведение?