Не так давно я писал статью о необходимости реабилитировать мужской образ в отечественной культуре. Сегодня решил уделить внимание Эльдару Рязанову - режиссеру, который преуспел в навязыванию обществу слабого, инфантильного героя. Прежде чем касаться творчества признанного мэтра, стоит признать, что Эльдар Александрович - высочайший профессионал своего дела. Как бы мы не относились к нему с позиций сегодняшнего дня, остается фактом глубокое воздействие его фильмов на зрителя. Я сам лично вырос на фоне рязановских картин, любя их пересматривать время от времени. "Жестокий романс" можно смело отнести к шедеврам. То, что многие фильмы Рязанова запали народу в душу, свидетельствует о высоком мастерстве режиссера. Тут важно подчеркнуть, что следует считать лакмусом высшего пилотажа.
Берясь за постановку, либо съемку фильма, режиссер определяет сверхзадачу, грубо говоря, то понимание. которое должно остаться в зрителе после просмотра. Зачастую дилетант свою сверхзадачу в фильме вербализирует, вкладывая её в финальные реплики одного из персонажей. Когда так происходит, магии кино не случается. Режиссеру нужно залезть в душу зрителя через эмоцию. Слова в данном случае уступают образам. Сильное впечатление от фильма перекрывает аналитическое мышление. Очаровавшись фильмом, зритель редко спросит сам себя: "А про что, собственно, кино-то?" И чем сильнее будет очарование, тем меньше захочет рядовой гражданин видеть какой-то подвох в картине.
Сейчас я предлагаю бегло пройтись по знаковым произведениям Эльдара Рязанова с учётом предполагаемого подвоха. Буду смотреть по верхам, поскольку для глубокого анализа нужно писать цикл статей. Для начала предлагаю вспомнить аксиому, согласно которой автор сочиняет произведения в первую очередь про себя. Характер и мировоззрение сочинителя передаются главным героям, отражаются в их внутренних и внешних конфликтах. Тут на ум сразу же приходит Женя Лукашин - нелепый, безответственный, по простому говоря, слабый герой. Сразу возникает вопрос, почему этот персонаж так зашел советским людям? А ответ очень простой. Женя Лукашин - это Емеля, Иван-дурачок, в общем, сказочный архетип нашего коллективного бессознательного. Полжизни валял дурака, образно выражаясь, валялся на печи, а в финале получил в приз самую главную красавицу сказки.
При этом был повержен мускулинный персонаж - Ипполит. В фильмах Рязанова эти герои всегда проигрывают, либо преподносятся в черном свете. Возьмем сильный мужской типаж, сыгранный Михалковым в "Вокзале для двоих". Его сила приравнена к жлобству. Очень часто у Рязанова за мужественностью скрывается вероломство и подлость. Сразу вспоминаем персонажа Басилашвили из "Служебного романа" и Михалкова-Паратова из рязановской "Бесприданницы". Женщина, как главная награда в фильмах Эльдара Александровича, выигрывает, если связывается с аутсайдером и проигрывает, доверившись сильному персонажу. Наиболее яркий пример: Лариса из "Жестокого романса". В ее отношении властный мужественный герой оказался предателем.
Сегодня Рязанов должен быть особо актуальным в плане изучения характера интеллигента-диссидента, по совместительству авантюриста и инфантила. Важно понять психологию этого собирательного образа, поскольку именно данный тип людей очаровал советское население и в итоге завалил страну. Далее сущность интеллигента-диссидента-авантюриста-инфантила была унаследована прозападными либералами. Она пропитала наше культурное пространство. Результаты мы можем видеть в бунте творческих личностей, плюющих в нашу страну из-за рубежа.
Ничего вам не напоминает этот бунт творческих людей? Если нет, то пересмотрите "Карнавальную ночь". Там вы увидите его во всём великолепии. Мы, как зрители, привыкли смеяться над самодуром Огурцовым и не замечать, как под образом последнего Эльдар Александрович олицетворял якобы самодурную власть. В "Берегись автомобиля" персонаж Смоктуновского тоже выигрывает в противостоянии с властью, поскольку режиссер зрительские симпатии оставляет на стороне авантюриста.
В рязановских фильмах не приходиться ждать персонажа типа Гоши из "Москва слезам не верит". Режиссер создавал героев по себе и по сути сочинял сказки. В реальной жизни именно люди с типажом Жени Лукашина оказываются предателями, а не Ипполиты. Слабого человека легче обмануть, подкупить, морально прогнуть. Если же такие люди оказываются у власти, то мы получаем девяностые года, когда на фоне очарованного народа заправляют проходимцы всех мастей.
_______________________
ПОДДЕРЖАТЬ
В последнее время то и дело устраивают сборы. Я сторонился этого, но недавно ко мне обратился близкий друг, которому я всецело доверяю. Он ездит в новые регионы, активно поддерживает бойцов и мирных жителей.
Сбор направлен на приобретение комбинезонов, защищающих от тепловизоров. Это реально спасает жизни. Еще одна цель сбора: наборы для творчества детям, которые остались без родителей.
СБЕР по номеру: 89214001499 Антон Быстров-Мокрый
(для удобства в сообщении получателю напишите "Сбор")
Благодарю за внимание.