Найти тему
Кое-что про всё.

Нам нужен отказ от "Болонской системы"?

https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/9278169/pub_63fd46c47297bf7c321147ae_63fd4723303f1f5c2d823e6e/scale_1200
https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/9278169/pub_63fd46c47297bf7c321147ae_63fd4723303f1f5c2d823e6e/scale_1200

Вроде бы возвращаемся к советской системе высшего образования. А что тогда было-то? Не в теории, а в реальности? Я ещё помню!

Я закончил ВУЗ в 1975 году. После 3-х лет обучения я получил справку о "неполном высшем" и начал подработку по специальности прямо на кафедре института. Программистом. Диплом писал по специальности - автоматика в отделе разработки Конструкторского Бюро. После окончания туда, где писал диплом меня не взяли "такая специальность тут не нужна", хотя начальник отдела за меня и просил. Взяли на другую специальность. Инженер испытатель автоматики. Отработал ровно три года как и положено по распределению. Командировки на Байконур. Приобрел замечательный опыт. Специалисты рядом со мной работали классные. Подумывал пойти в аспирантуру. Какая перспектива? Через 3 года можно попытаться защитить кандидатскую диссертацию. "5 минут позора и пожизненная пенсия!" Но какая "научная разработка" у испытателя? Вот если бы остался у разработчиков! Ушел в НИИ младшим научным сотрудником ... снова на программирование! Ни о чем не жалею. Опыт всех работ остался. "Мастерство не пропьешь". Вот тут с темами для диссертации проблем бы не было. Но ... началась перестройка! "Пожизненную пенсию" для кандидатов наук отменили. Меня произвели в "Старшие научные сотрудники" в порядке исключения без научного звания КТН. С соответствующей зарплатой.

Я о чем... Главное не "корочки", что 3-4-5-6 лет учился или защитил диссертацию. Главное чему научился, и что умеешь! Это опыт работы и конкретные объекты "что сделал!" Любой выпускник любого ВУЗ сразу нигде работать не сможет. Его ещё надо несколько месяцев "натаскивать" на конкретном рабочем месте. Причем должен быть "инструктор", которому надо за него приплачивать. Как сформулировал Аркадий Райкин "Забудьте всё, чему вас учили в институте! Забудьте индукцию и дедукцию! Давайте продукцию!" Но "корочки" тоже нужны! Они говорят о том, что этот конкретный человек в состоянии 5 лет выполнять один проект "учеба в ВУЗ" и успешно его закончить. Значит, его можно привлекать к серьезным проектам. Он не бросит его на пол-пути! Скорее всего... Это то, что было.

Что стало. Вместо 3 лет для "неполного высшего" стало 4 года для "бакалавр". Корочки потолще. Мои дети учились уже по-новому. Распределения после окончания ВУЗ уже не было. Поэтому перед окончанием учебы надо было уже иметь опыт работы. Та же подработка по специальности, ещё не имея диплома. И работодатели тоже искали специалистов прямо среди студентов-старшекурсников. Сегодня учится внук. Он начал подработку прямо с первого курса. Теперь мне надо его убедить, что ему всё-таки нужны "корочки"! Что то, что он зарабатывает - это детские игрушки!

Как мы видим, реальная система образования не сильно изменилась. "Знать" и "уметь" это совершенно разные слова, даже не однокоренные! Нужны умелые специалисты. Другое дело, чтобы чему-то научиться, надо кое-что знать.

Идеальная система образования когда ВУЗ и "производство" не сидят по отдельности, а работают вместе! Преподаватели "подрабатывают" в НИИ или КБ, привлекая студентов. Это было в советские времена, и в перестройку, и позже. Начинал учебу я в "Завод-ВТУЗ при автозаводе им Лихачева". Отучился я там всего один семестр. Но впечатления остались на всю жизнь. Как была построена учеба. Одну неделю ты учишься "как белый человек". Зато на следующую неделю ты работаешь как рабочая "черная кость". А по вечерам учишься как вечерник. Рабочая специальность связана с твоей специальностью как студента. По мере учебы, ты меняешь рабочие специальности в соответствии с учебным планом. По окончании ВТУЗ получается инженер, прошедший все стадии производства. Идеал. В идеале. В реальности немного иначе.

Тебе читают лекции днем и вечером одни и те же преподаватели. Но лекции отличаются как небо и земля! Днем задача преподавателя дать студентам как можно больше знаний. Вечером его задача не дать усталым рабочим заснуть, и впихнуть им хоть что-нибудь! Не важно, что это одни и те же студенты. У них жизнь разная! Как это выглядело для меня. Смена на АЗЛК начинается в 8 часов. Я жил в Подмосковье. На дорогу полтора часа. Подъем в 6 часов. Смена кончается в 17 часов. Лекции начинаются в 18 часов в какой нибудь школе на окраине. Ты 12 часов на ногах. 3 часа занятий (две пары) и полтора часа до дома. Если ты не уснул в электричке и не проехал свою остановку, то в 23 можешь добраться до койки. Подъем в 6 часов...Максимум свободного времени на сон - 7 часов.

Для начальника цеха АЗЛК я был тоже не подарок! Кому нужен рабочий, который через неделю исчезает? А когда на его месте уже неделю работает другой, вдруг появляется? В идеале студенты должны работать парой и менять друг друга. Но у меня пары не оказалось, поэтому меня каждую неделю перебрасывали на новое место. Теперь Вы понимаете, почему я после первого же семестра постарался перевестись в нормальный ВУЗ рядом с домом?

Так что такой вот симбиоз учебы и производства тоже не подарок! Необходима не работа вместе с учебой, а именно подработка на несколько часов в неделю. И для преподавателей тоже. Им тоже надо быть в курсе, что же происходит в реальной жизни! Вот в "нормальном" ВУЗе так и было. Хотя "подработка" в социалистическом обществе и не особо поощрялась. Меня оформили на пол-ставки лаборанта при ВУЗ. 35 рублей в месяц. Инженер получал 110-120. Стипендия тоже 35 рублей.

Всё это замечательно, но хорошо бы если бы это было не исключением, для особо хитрых, а правилом для всех.

Время перемен. Москва - США. 1994 год.
Кое-что про всё.29 марта 2022

Подписки, комментарии и лайки приветствуются.

P.S. Признаюсь, картинка отсюда.