Был один момент с подругой и, по совместительству, марксисткой Ирой, после которого я поняла, что уже не хочу оставаться мелкобуржуем.
— Ир?
— А?
— А чего ты так совок любишь?
— В смысле?
— Ну, все время: в союзе то было хорошо, в союзе это было хорошо...
— Ну а нет разве?
— Не, ну было, Ир. Точно было. Это я и сама знаю. Но ведь и г**на хватало. Ты же в курсе.
— Конечно в курсе. Г**на там тоже было просто выше крыши.
— Ну а чего ты тогда топишь за возвращение совка?
***
Я не топлю за возвращение совка, Оль.
И уж тем более за возвращение совка в том виде, в котором мы его с тобой помним. С этими жуткими очередями за продуктами, с продуктами по талонам, при том, что эти же продукты, тут же, на базаре лежат горой, но по цене в три-пять раз выше. С блатом, с дефицитом, со спекулянтами, продающими польскую косметику и чешские перчатки по космическим ценам. С очередями на год на стиральную машину или телевизор.
С журчанием пустых речей и лозунгов "Слава КПСС" и "Народ и партия едины", когда слово "марксизм-ленинизм" вызывало разве что усмешку и закатывание глаз от скуки и ощущения махрового цинизма. Какой марксизм, когда у вас лучшие друзья партработников — те самые спекулянты. Какой марксизм, если распределяющий квартиры чинуша распределяет их почему-то преимущественно своей родне, а люди по 15 лет стоят в очереди на квартиру.
***
Просто, понимаешь, Советский Союз — даже при всех его кошмарных недостатках — был невероятно прогрессивным. Просто невозможно прогрессивным. Настолько, что еще в начале 1917 года люди просто поверить не могли, что такое государство в принципе возможно. Это была фантастика. Невероятная прекрасная сказка, возможная, по мнению людей в 17-м году, только в далеком будущем!
Это было первое в мире государство, в котором правящим классом стали те, кого всю жизнь, с самого начала человеческой истории угнетали. Стали главными не рабовладельцы, не феодалы, не священники, не военные, не абсолютные монархи, не олигархи — а обычные рабочие и крестьяне. Стали главными бывшие рабы. Их теперь государство оберегало и защищало. Их учило и просвещало. Им старалось облегчить жизнь. Им теперь преподавало французский и танцы. Они сами — эти бывшие рабы, эти рабочие и крестьяне правили теперь своим государством. Само понятие эксплуатации человека человеком просто ушло, стало немыслимо, стало уголовным преступлением, представляешь?
***
Конечно, государство было не без проблем и недостатков.
Но, знаешь, мне недавно на ютубе в одном марксистском ролике встретилось сравнение, которое я считаю идеальным.
Советский Союз был как космический корабль. Ну да, корабль дырявый, кривой, косой, который не слишком быстро летел и норовил сломаться. Но это был космический корабль, понимаешь?
А потом пришли уроды, сказали:
— Этот ваш космический корабль бракованный, видите, как дребезжит! Видите, сколько в нем дыр! Видите, как его перекосило! Давайте его разломаем переделаем! — и разломали.
А взамен предложили дорогую, красочно украшенную телегу, запряженную ишаками.
И вот там был космический корабль — а здесь телега. И угадай, кто теперь ишаки. Все, кроме кучки обнаглевших буржуев-миллиардеров и их буржуйских выкормышей во власти. Которые в той телеге сидят и нас всех кнутом погоняют.
Потом, правда, оказалось, что эта телега постоянно, гораздо чаще того корабля, ломается, влетая то и дело в ямы кризисов.
А буржуйские выкормыши еще и наглые настолько, что сдирают с корабля звездочки, клеят их на свою телегу и нам показывают:
— Глядите, вы вот почти такой же транспорт теперь везете! Видите, мы вам здесь звездочки налепили? Ой, а вы, что, подыхаете от нищеты и безработицы? От кредитов и инфляции? От бездомности и плохой медицины? Да это вы сами виноваты! Трудиться надо бодрее и веселее, чтобы зарабатывали столько, чтобы хватало не только нам — на покупку очередной яхты и виллы, а чтобы и вам что-то перепало. Не ленитесь! Впахивайте! Вот вам еще одна инфоцыганская книжка про успешный успех.
***
И вот понимаешь, Оль, я не за возвращение совка.
Я просто хочу лететь на космическом корабле, а не быть ишаком, запряженным в телегу, гружёную наглыми буржуями, и умирать каждый раз от горя, когда рядом со мной погибают люди, у которых не осталось сил тянуть и дальше эту проклятую телегу.
И, знаешь, ведь тут еще большой плюс в том, что у нас уже был один корабль. Мы можем построить новый — еще лучше — потому что можем теперь избежать тех ошибок, что были у старого корабля.
Разве не прекрасно?
***
— Прекрасно, Ир, — согласилась я.
Потому что вдруг поняла: как же мне осточертело тянуть телегу. Я тоже хочу на космический корабль.
_________________________________
Еще почитать:
Марксистка Ира
Марксистка Ира и буржуй шеф
Не могу торговать
Как я в бизнес сходила