Найти тему
Круто об искусстве

Саломея или Юдифь?

▪️Лукас Кранах Старший "Юдифь с головой Олоферна", 1520-1540. Музей истории искусств, Вена.
▪️Лукас Кранах Старший "Юдифь с головой Олоферна", 1520-1540. Музей истории искусств, Вена.

Под аккомпанемент Лукаса Кранаха Старшего, потому что очень его люблю и потому что именно он писал этих барышень с маниакальной страстью неофита 😁

▪️Лукас Кранах Старший "Саломея с головой Иоанна Крестителя", 1530. Музей изобразительных искусств, Будапешт.
▪️Лукас Кранах Старший "Саломея с головой Иоанна Крестителя", 1530. Музей изобразительных искусств, Будапешт.

Итак. Образы роковых красавиц, Саломеи и Юдифь, - традиционный сюжет в живописи, начиная с эпохи Возрождения. Как правило, они отличаются только аксессуарами! А, между тем, это абсолютно разные образы и две абсолютно разные истории.

1️⃣ Юдифь спасла иудейский народ от ассирийцев. Женщина отправилась со своей служанкой в лагерь врага, где, прикинувшись прорицательницей, отрубила голову их предводителю Олоферну его же мечом.

2️⃣ Саломея танцевала на пиру у своего дяди Ирода, покорив всех своим танцем. В награду она получила голову Иоанна Крестителя.

Некоторые исследователи считают историю с танцем (да и вообще, причастность Саломеи к убийству Предтечи) легендой - у Ирода Антипы было достаточно политических причин для казни Иоанна Крестителя (что как бы правда). Но, так или иначе, Саломея попала в историю именно как коварная соблазнительница и искусительница.

Юдифь же персонифицировала такие добродетели, как непоколебимую веру (Бог руками Юдифь помог спасти Иудею), отвагу, целомудрие. В военные времена она становилась символом патриотизма и сопротивления интервенции. В пору контрреформации этот образ также был чрезвычайно популярен, ибо хороший еретик - это еретик без головы.

В этом плане интересен еще персонаж Лукреции - символ доблести, не покоренной тиранией. Писала о ней и о ван Клеве ⬇️

Продолжим. Так как же отличить барышень, Юдифь и Саломею?

-3

✔️ Если МЕЧ или СЛУЖАНКА, то это ЮДИФЬ.

✔️ Если БЛЮДО или ТАНЕЦ, то это САЛОМЕЯ.

Лукас Кранах Старший, горячо мной любимый, обращался к этим сюжетам более 20 раз! Его многочисленные Юдифи и Саломеи - знатные светские дамы, одетые по последней моде.

Миф для Кранаха был не важен (потому что любой художник эпохи Возрождения смотрит именно в свой мир и в свою реальность) - он изображал элегантных современных (для той эпохи) женщин. В них воплощен краноховский образ идеальной красоты, утонченности и изящества. Именно поэтому девушки так похожи (есть мнения, что прототип многих женских образов Кранаха - это герцогиня Сидония фон Саксен или Сибилла Саксонская). К слову, головы Иоанна Крестителя и Олоферна так же имеют у него схожие черты лица.

-4

Кстати, о лице. Присмотритесь: истории героинь кроются в лице:

Так, взор Саломеи соблазнительный и томный. Она игриво, кокетливо улыбается зрителю легким изгибом губ.

Взгляд Юдифи, напротив, решительный и хитрый, а весь нерв истории девушки Кранах сконцентрировал в этих плотно сжатых, напряженных губах.

-5

Потому что

1️⃣ Юдифь - это "ХОРОШАЯ ДЕВОЧКА"

-6

"Красивая видом и привлекательная взором" Юдифь жила в 6 веке до нашей эры в иудейском городе Ветилуя. Она рано овдовела, унаследовав приличное состояние. После смерти мужа барышня возвела шатер на крыше своего дома, и три с половиной года вдовствовала там в воздержании и молитвах. Потому что добродетельна и потому что, то по-христиански.

Тем временем ассирийцы пришли завоевать Иудею, а расположенная в горах и хорошо укрепленная Ветилуя аккурат преграждала путь к Иерусалиму. Сам бог велел ассирийцам город брать. После продолжительной осады Ветилуя осталась без пищи и воды. У Юдифь не было выбора - она спустилась с крыши, привела себя в порядок и отправилась вместе со своей служанкой в лагерь к "варварским" завоевателям.

Придя в лагерь врага, Юдифь остроумно и находчиво представилась ассирийскому военачальнику Олоферну прорицательницей. А спустя 4 дня отрубила ему голову его же мечом и беспрепятственно, кстати, покинула лагерь со своим трофеем. Ну а армия ассирийцев отступила. Дело сделано.

Юдифь вновь надела свое рубище, взобралась на крышу и жила там до 105 лет. В воздержании и покаянии.

2️⃣ Саломея - "ДЕВОЧКА ПЛОХАЯ"

-7

Саломея жила примерно на 500 лет позднее Юдифь. Иудейская царевна, она сначала была замужем за своим дядей, а позднее вышла за двоюродного брата.

Мать Саломеи, Иродиада, была замужем за Иродом Боэтом, притом она имела связь с единокровным братом мужа - Иродом Антипой. Связь эту публично порицал Иоанн Креститель.

На празднике по случаю дня рождения Антипы Саломея станцевала для виновника торжества неприлично прекрасный танец. Тот обомлел и пообещал в награду исполнить любой ее каприз. Мать пошептала дочке на ушко, и девушка попросила в награду голову Предтечи.

Ирод был озадачен, ибо он знал, что Иоанн "муж праведный и святой", но не смог нарушить обещания. Голова Иоанна Крестителя была преподнесена Саломее на блюде.

Но кранаховские образы выбраны мною не только потому, что в самое сердечко попали. Именно Кранах одним из первых начал процесс слияния этих образов и историй, который утвердиться в эпоху модерна и символизма - за образами Юдифь и Саломеи закрепится понятие FAMME FATALE и, соответственно, символизировать они стали одно и тоже. А именно хищную, губительную природу женской красоты. Отсюда и такой мощный эротический подтекст.

▪️Густав Климт "Юдифь и голова Олоферна", 1901. галерея Бельведер, Вена / ▪️Франц фон Штук "Саломея", 1906. Городская галерея в доме Ленбаха, Мюнхен.
▪️Густав Климт "Юдифь и голова Олоферна", 1901. галерея Бельведер, Вена / ▪️Франц фон Штук "Саломея", 1906. Городская галерея в доме Ленбаха, Мюнхен.