Здравствуйте. Хотела бы поговорить с вами о семейном бюджете.
Записывать расходы, распределять средства и вести бюджет я начала довольно рано. В 16 лет, неопытная девчонка, уехавшая на другой конец страны. Я начала познавать самостоятельную жизнь и все ее прелести. Учиться всему приходилось быстро. За съем квартиры и коммунальные платежи я отдавала 10 000р. На жизнь оставалось всего 3 000 - 4 000р. Было нелегко, но доскональное планирование бюджета очень помогало элементарно не остаться голодной.
Сейчас мне уже немного за 30 и я до сих пор стараюсь вести бюджет. В нашей семье долгое время единственным добытчиком является супруг. Я лишь созидаю и стараюсь рационально распределять средства на все сферы семейной жизни. Такой тип бюджета называется совместный. Нас вполне устраивает. Планы на будущее и крупные покупки обсуждаются. На все в целом хватает. Перехватывать до зарплаты или пользоваться кредитками не приходится.
За все эти годы бюджет множество раз менялся. Добавлялись новые пункты, менялись приоритеты, увеличивались и уменьшались суммы. Но общие черты остались те же.
Бюджет я распределяю следующим образом:
После получения дохода, первым делом, закрываю обязательные платежи. К ним относятся – квартплата (съем), коммунальные платежи, оплата интернета и сотовой связи, оплата детского сада и секций, взнос на работу. Плюс закладываю определенную сумму на проезд. Как правило, все суммы в этом разделе фиксированные и практически не меняются. Так же в этот раздел можно добавить такие пункты как ипотека/кредит, налоги, страховка. Но у нас этого нет.
Далее идет раздел текущие расходы. К ним относятся – продукты, затраты на домашних животных, средства ухода, бытовые нужды. Так же я отношу в этот раздел затраты на детей. Радости-гадости, творческие расходники и игрушки для сына. Отдельным пунктом будут и расходы на малышку (прикорм, памперсы и прочие расходники). При наличии автомобиля, бензин и содержание тоже относим в этот раздел. У нас он отсутствует. Суммы в текущих расходах могут быть плавающими. Но я определяю в них верхнюю планку, за которую стараюсь не выходить.
Затем следует раздел не обязательные расходы. Такие расходы могут быть не каждый месяц. И, казалось бы, суммы с этих пунктов можно проесть, прогулять или отложить на счет… Но я предпочитаю использовать здесь систему конвертов и откладывать ежемесячно фиксированные суммы в каждый пункт. Ведь в этом месяце средства могут не понадобиться, а в следующем потребуются в удвоенном размере. Так не придется резко выдергивать крупные суммы из текущего бюджета и в чем то ужиматься. А просто можно взять заранее отложенную сумму из конверта без урона общему бюджету. К таким расходам я отношу – медицину, красоту (парикмахерские и салоны), одежду/обувь, развлечения, праздники/подарки.
Так же не стоит забывать о вкладах и формировании подушки безопасности. Это наш четвертый раздел. Изначально было решено откладывать сыну на будущее. Пусть не много, но в любом случае пригодится (на обучение, машину, свадьбу или первый взнос по ипотеке). Такой же вклад будет и для дочки. Должна быть и подушка безопасности, в идеале составляющая 3-6 кратный месячный доход. Но с этим у нас пока туго. Прошлый год был с финансовыми потерями и в целом выдался затратным. Все запасы разлетелись. Собрать заново пока не получается но я над этим работаю. Помимо подушки, желательно иметь еще один вклад. Вклад, который можно будет использовать при починке или замене бытовой техники и мебели, потратить на отпуск или прочие непредвиденные крупные расходы.
А какой тип ведения бюджета в вашей семье? Распределяете средства или тратите не глядя?
Буду рада подпискам и общению.
Всем добра. Ваша Сестрица.