Найти тему
"Путешественник во Времени"

Сильнее "Преступления и наказания"...

Каждый образованный человек знает цитату из Достоевского — "Если Бога нет, то все можно".

Фрагмент картина Константина Трутовского "Отдых помещика" (1853)
Фрагмент картина Константина Трутовского "Отдых помещика" (1853)

Она из его романа "Преступление и наказание", который является классикой мировой литературы.

Я расскажу историю о реальном убийстве, в основе которой, как и романа Достоевского, уже упомянутая выше цитата. Расскажу в версии Николая Костомарова, дореволюционного историка и литератора.

Его отец, Иван Костомаров, родился в 1769 году. Служил в армии.

Выйдя в отставку, поселился в имении и развернул среди своих крепостных агитацию, что нет ни Бога, ни ада, ни рая, ни совести.

И убедил-таки в этом кучера, двух лакеев и повара.

Рассудив, как и Родион Раскольников из "Преступления и наказания", что, раз Бога нет, то значит все можно, они создали преступную группу, которая похитила крупную сумму у барина, предварительно убив его самого. Часть похищенного пошла на подкуп проводивших следствие чиновников, которые вынесли решение, что барин погиб в результате несчастного случая — вывалился из брички под копыта лошадей во время прогулки.

А через несколько лет один из преступников, не выдержав мук совести, заявил местному священнику, что хочет публично сделать признание о том, что на самом деле произошло с барином.

Священник распорядился бить в колокол, что означало всеобщий сбор. На нем преступник и рассказал, как он с сообщниками целый месяц вынашивал план преступления, как они совершили убийство и кражу, и как потом, чтобы избежать ответственности, дали взятку.

При этом раскаявшийся грешник упрекал покойного барина, что тот сам спровоцировал его с подельниками, убедив в отсутствии Бога и совести, в то время как на самом деле они существуют.

Убийц приговорили к каторжным работам и сослали в Сибирь. (К смертной казни в те времена в России приговаривали только за посягательство на членов императорской фамилии или за вооруженный мятеж).

Получивший взятку чиновник покончил жизнь самоубийством.

Некоторые исследователи утверждают, что это убийство была раскрыто по горячим следам, а убили Костомарова за то, что тот издевался над крепостными. Но я верю воспоминаниям его сына, которому на момент убийства было десять лет. Отец хотел взять его на свою последнюю прогулку. Но мальчик решил остаться дома. (Люди верующие могут считать это "промыслом Божьим").

Какие выводы на основании всего этого я для себя сделал?

1. Эта история, строго говоря, не доказывает существование Бога. А вот существование совести доказывает.

2. Она напомнила мне популярную в 19 веке балладу "Жили двенадцать разбойников", в которой поется о том, как "вдруг у разбойника лютого совесть Господь пробудил". Видимо, такие случаи в России случались регулярно.

3. Я бы ввел изучение в школе этой реальной истории про дело Ивана Костомарова, а заодно и баллады про 12 разбойников. Может быть, даже вместо "Преступления и наказания". Думаю, детям это было бы интереснее, времени занимало меньше, а пользы приносило больше.

Своими соображениями об убийстве на почве атеизма и стяжательства с вами, мои дорогие читатели, поделился Путешественник во Времени.

Подборки моих публикаций:
"О литературе"
"О религии"

Мой телеграмм-канал