Ваш ребенок ничего не хочет? Его ничего не радует? У него нет никаких целей и устремлений? Давайте разбираться с проблемой.
Для начала выясним, чего именно не хочет ваш ребенок. По опыту могу сказать, часто дети не хотят делать то, что заставляют их делать родители. Обязательные секции, большое количество кружков, в которые ребенок прямо таки обязан ходить. Ребенок же не хочет этого делать, потому что это не самостоятельный выбор, а решение и требования родителей, причем нередко дети при этом оказываются перегруженными всевозможными занятиями по принципу “пусть лучше делом занимается, чем по улице бегает”.
Увы, в этом случае на ребенке срабатывает третий закон Ньютона (да, да, который из физики): действие равно противодействию. Ну то есть чем настойчивее и сильнее вы заставляете ребенка что-то делать, тем с большей силой он сопротивляется.
Правильная модель поведения родителей в такой ситуации: показывать ребенку варианты досуга, предоставлять множество альтернатив и давать ему право выбора. Пусть пробует, решает, нравится ему это или нет, и принимает решение самостоятельно.
Очень часто ничего не хотят те дети, чей досуг полностью расписан: кружки, секции, дополнительные занятия. Потом уроки. График составлен едва ли не по минутам. У него нет времени скучать и бездельничать, заниматься чем-то отвлеченным, на взгляд родителей - порой бесполезным.
У таких детей со временем вырабатывается отвращение к любой деятельности. Во-первых, он просто устает. Во-вторых, детям сложно справляться именно с тем, что это все - обязательная деятельность, и его мнения о ней никто не спросил. Результат - именно это “ничего не хочу, оставьте меня”.
Нежелание ребенка что-то делать очень часто вытекает в проблемы обучения. Ребенок отказывается “заодно” и учиться, учителя логично ставят низкие оценки, вызывают в школу родителей. В итоге детско-родительские отношения сильно портятся.
Но способ “показать способы досуга, пусть выберет сам” - тоже не панацея. Для младших школьников он хорош. Подростки в большинстве своем тоже неплохо реагируют на такой подход, особенно если при подборе секций изначально учитывать его интересы (сейчас можно найти что угодно, от пения до программирования, было бы желание). Там он найдет и интересное дело, и единомышленников. Но когда речь заходит об уже довольно взрослых, но все еще детях, все становится сложнее. Если юноша или девушка в 16-17 лет не знают, чем хотят заниматься, высока вероятность, что вы его уже “упустили”.
Что делать в этом случае (да, решение все еще есть)? Во-первых, есть большое количество тестов и профориентации. Узнать о них можно в школе, где обучается подросток, а также в местном Центре занятости — сейчас они активно привечают молодежь. Они помогут определиться молодому человеку или девушке с направлением будущей деятельности.
Во-вторых (банальный совет, но рабочий), спросите ребенка: что бы ты делал, если бы не было ограничений: по ресурсам, по времени, и при этом у тебя не стояла бы задача заработать? Именно дело, которое принесло бы удовольствие. Здесь важно отметить, что даже если ответ будет “играл бы весь день напролет в компьютерные игры” - это не повод хвататься за сердце. Все нормально. В современном мире можно записывать стримы этих компьютерных игр. Сейчас любое увлечение можно превратить в профессию, в работу, в метод заработка.
У такого возраста есть иная проблема. Родители стремительно теряют авторитет в глазах ребенка, который начинает мнить себя умным и взрослым. Это опять же нормально. Этот момент необходимо пережить. И важно на этот период найти значимого для ребенка взрослого: педагога, тренера, наставника, чью модель поведения подросток будет моделировать и копировать. Желательно, конечно, чтобы это был человек успешный в своей деятельности. Когда перед ребенком пример, которому он хочет подражать, и при этом он чем-то увлеченно занимается, у него все хорошо получается, его деятельность хорошо оплачивается, то подросток эту модель начинает копировать.
Проблема может возникнуть в том случае, если вы, родители, не получаете никакого удовольствия от своей работы, воспринимаете ее как место, где вам не нравится и куда вы вынуждены ходить только ради заработка, а может, еще и дома на это жалуетесь вслух. Подросток будет смотреть на родителей, которые страдают, и сделает вполне закономерный вывод, что работа — это плохо, неприятно, тяжело и сложно.
Поэтому следите, прежде всего, за собой, и если ваша работа не является пределом мечтаний, а сменить ее нет возможности, хотя бы прямо не транслируйте это для ребенка. Наоборот, рассказывая о работе, постарайтесь найти в ней положительные стороны.
А что делаете вы, когда ваш ребенок ничего не хочет? Расскажите в комментариях.
Материал в видеоформате доступен на моем youtube-канале Шамиль Ахмадуллин