Шестое марта - день рождения Габриэля Гарсии Маркеса. И, похоже, именно это обстоятельство вызывает к жизни появление в периодике большого числа материалов, связанных с ним.
Только вчера я рассказывал о статье, посвященной дедушке и бабушке великого колумбийца, которую обнаружил в испанской газете «Эль Паис». Сегодня хочу пересказать показавшуюся мне забавной историю, связанную с тем местом, где он рос. Жизнь людей, населяющих этот городок, неизбежно оказывается завязанной на имени и образе Маркеса.
Статья Элбера Гутиерреса Роа из колумбийской газеты «Эль Эспектадор» вышла под заголовком «Таково Макондо: споры в Аракатаке из-за намерения поместить Габо на гербе городка».
Председателю городского совета пришла в голову мысль почтить память Габриэля Гарсии Маркеса, изобразив его на местном гербе. Однако некоторые из его коллег по совету подняли ужасный шум из-за того, что в случае включения в герб любой детали, связанной с лауреатом Нобелевской премии, придется пожертвовать изображением коровы.
Фигура Габриэля Гарсии Маркеса получила признание во всех частях Колумбии и в разных странах мира, но не в его родной Аракатаке, департамент Магдалена. Там в 2006 году провалился референдум, на котором жителям было предложено добавить к названию городка еще одно слово, чтобы в итоге оно звучало как Аракатака-Макондо. Сейчас вовсю разгорелись споры по поводу увековечения памяти Габо на муниципальном гербе.
Представьте себе очень маленький городок, в котором родился этот крупнейший из всех колумбийских писателей. Отсюда он уехал в десятилетнем возрасте, с тем чтобы в 1982 году стать Нобелевским лауреатом в области литературы.
Он превращается в героя «латиноамериканского бума», архитектора «магического реализма» и создает воображаемую вселенную под именем Макондо, олицетворяющую на мировой карте Аракатаку, Колумбию, культуру Карибского региона и в целом Латинской Америки.
И после всего этого представить себе, что в Аракатаке проходит референдум, и точно так же, как в Макондо, он оканчивается неудачей, так как люди не идут голосовать. К урнам пришла лишь половина из тех семи тысяч человек, которые были нужны для увековечения памяти о Нобелевском лауреате.
Сегодняшняя ситуация в Аракатаке похожа на ту, прежнюю. Спустя 17 лет после провала референдума председатель совета Альдимиро Сервантес внес упомянутое выше предложение об изменении герба. Вначале он хотел поместить на нем образ писателя, но очень быстро эту идею сменила другая - изобразить в открытом виде книгу «Сто лет одиночества», из которой вылетает стайка бабочек.
Заручившись поддержкой еще нескольких городских руководителей, он представил проект на суд тринадцати членов совета, полагая, что проблем с утверждением не возникнет. Но решение вопроса застопорилось там, где никто не ожидал.
Поскольку в основе предложения лежала идея о внесении изменения только в нижнюю треть герба, единственной возможностью для этого было убрать находившуюся там голову коровы. Однако вышло так, что многим жителям данная идея пришлась совсем не по вкусу. Для них велико значение того, что еще до получения Маркесом Нобелевской премии муниципия считалась животноводческой. Плюс к этому они полагают, что, если убрать изображение коровы, на город свалится какая-нибудь беда.
В действительности, сейчас животноводство в экономике региона не играет той роли, какая была у него прежде. Аракатака известна своими бананами, которые на гербе остаются на своем месте вверху. Корреспондент «Эль Эспектадора» беседовал с четырьмя членами совета Аракатаки, и те заявили, что идея почтить память знаменитого писателя сама по себе очень хороша, но убрать корову с герба они не позволят.
История кажется заимствованной из одной из книг Маркеса. Она подтверждает, что в Макондо все возможно. Если в селении, нарисованном воображением писателя, рождались люди со свиными хвостами, случались эпидемии бессонницы и даже становилось возможным, чтобы Ремедиос Прекрасная возносилась на небо в окружении бабочек, то почему бы не случиться такому, чтобы в Аракатаке, колыбели Нобелевского лауреата, еще раз не воспротивились конкретному действию по проявлению уважения к его памяти.
В действительности, менять традиции и обычаи очень трудно. В Киндио также критикуют губернатора за его предложение о замене на гербе департамента поваленного дерева и топора, которые прежде символизировали регион, на масличную пальму, являющуюся настоящим деревом этой территории и всей страны.
Не раз также возникали разговоры о том, что нынешний герб Колумбии устарел, но достигнуть консенсуса в вопросе его изменения так и не удалось. Какой смысл в находящейся на нем карте, где в состав страны входит Панама, давно не принадлежащая Колумбии?
Возглавляющий совет Аракатаки Альдимиро Сервантес – новый человек на своем посту. Он на нем находится всего месяц. До этого он три года был рядовым членом совета, а до того отслужил 26 лет в Вооруженных Силах. Он обижается, когда противники проекта называют его чужаком. На самом деле он уроженец Аракатаки, котороый рано ее покинул, отправившись на службу в армию.
Альдимиро говорит, что ни он, ни кто-либо другой из его семьи не знали писателя, но некоторые соседи из старшего поколения иногда рассказывают истории, связанные с родственниками Габо и с ним самим.
Главный противник председателя в совете Лейтер Сальгадо объясняет, что его больше всего беспокоит экономическая сторона вопроса. Придется менять даже бланки, а эта муниципия сколь знаменита, столь и бедна. Другой член совета, Ёэлби Хименес, думает, что было бы хорошо внести изменение, но оставить корову.
Ну что ж, нам, сторонним людям, только и остается вспомнить: sic transit gloria mundi. Да и живем мы в своем собственном Макондо.