Немецкий фельдмаршал Паулюс оказался одним из самых ценных пленных. Во время битвы за Сталинград он приказал всем своим подчиненным стоять до конца.
Группировка гитлеровцев была разбита, но сам военачальник решил сдаться. Вскоре он переметнулся на сторону СССР и очень лестно отзывался обо всем советском народе.
Последний рубеж обороны
В 1943 уже становилось понятно, что советские войска разобьют гитлеровцев под Сталинградом. Часть высокопоставленных офицеров уже находились в советском плену, настал черед Фридриха Паулюса.
Сдаваться офицер вермахта сначала не собирался. Он отдал приказ подчиненным биться до последнего. За день до окончательного краха его группы Гитлер отправил Паулюсу радиограмму.
«В ней было сказано, что офицер получил новое звание и стал фельдмаршалом. Также ему намекнули, что чины такого ранга никогда не попадали в плен. По сути, Паулюс должен был покончить жизнь самоубийством, . Но тот решил иначе», – вспоминали историки.
Его 6-я армия была полностью разбита. 30 января советская разведка нашла Паулюса, его задержали.
Плен, еда и трибунал
Паулюса хотели выгодно обменять или использовать фельдмаршала для победы. С ним хорошо обращались, а все его места проживания не были похожи на тюрьму.
«Ужин действительно очень хорош. В России очень вкусно готовят. Я даже не подозревал, что обычное кофейное печенье будет очень похоже на качественное французское», – передавал слова Паулюса один из его надзирателей Евгений Тарабрин.
Паулюса удалось сломить. Ему тайно доставили письма супруги, а на родине его торжественно «похоронили». Фельдмаршал обратился к немцам и призвал их сдаваться.
«Вы вообще не понимаете, кто такие русские. Их невозможно одолеть, они всегда думают на несколько шагов вперед. Они очень изобретательны, а их военные методы шокируют многих немцев», – заявил Паулюс.
После войны фельдмаршал стал главным свидетелем в Нюрнберге. Это спасло его от тюрьмы.
«Я отдавал преступные приказы, когда говорил своим подчиненным биться до последнего под Сталинградом. Я считаю себя виновным также в гибели тысяч советских граждан. Должен буду жить с этим всю жизнь», – сказал Паулюс.
Когда Сталин скончался, фельдмаршалу разрешили вернуться в ГДР. Там он жил пока не скончался в 1957 году.
«Сначала я считал русских своими врагами. Но со временем советский народ стал для меня настоящим другом», – сказал он.