История советского кино удивительна и разнообразна. Советским режиссерам, съемочной группе и актерам приходилось сталкиваться с различными трудностями, преградами, а иногда даже бороться за право снять кинокартину. Некоторые ленты оставались лежать на полке, так и не выйдя в прокат, другие – названы гениальными и пользуются любовью зрителей в наши дни. О том, как снимались советские фильмы, популярные до сих пор, сегодня можно узнать из воспоминаний непосредственных участников съемочного процесса.
Ссоры, интриги, недопонимания – не редкость в киношной среде. Примером тому служит фильм «Земля Санникова», который по праву считают самым скандальным фильмом советского кинематографа. Имеется множество воспоминаний о том, с каким трудом рождалась эта картина. Скандалы на съемочной площадке поражали своим размахом. Актеров увольняли, не допускали к съемкам, вызывали «на ковер» к руководству, угрожали и шантажировали. Съемки могли сорваться в любую минуту, а кинокартина имела все шансы остаться незавершенной. Но судьба сложилась так, что фильм-скандал был тепло принят зрителями и сегодня считается одним из лучших шедевров советского кино.
Приключенческое кино появилось в союзе еще в 20-е годы прошлого века. Тем не менее по-настоящему крутых художественных фильмов подобного жанра было не слишком много. В 1969 г. в прокат выходит фильм режиссера В. Мотыля «Белое солнце пустыни» и бьет рекорды показов. Зрители в восхищении. Билеты в кинотеатр можно купить с трудом. В этот момент у режиссера Леонида Попова возникает идея снять собственный приключенческий фильм, который превзойдет киноленту о приключениях товарища Сухова. За основу сценария молодой режиссер взял книгу Владимира Обручаева «Земля Санникова». Это был научно-фантастический роман об экспедиции русских на неизведанный остров в Северном Ледовитом океане.
Трудности у режиссера начались еще с момента написания сценария. Попов не имел представления, как снимать художественные фильмы, поэтому попросил помощи. Помощником назначили начинающего режиссера Альберта Мкртчяна. Два малоопытных, но амбициозных товарища, делали ошибку за ошибкой. Спасение пришло в лице профессионала – гениального Марка Захарова.
Марк Анатольевич вдохнул жизнь в сценарий, создал новые образы, убрал ненужное. Забавно, но Захаров даже не читал сценарий, который ему принесли. Не слушал, что ему говорят и пытаются объяснить молодые режиссеры, не обращал внимания, о чем они спорят. Мастер просто взял и все переписал заново. Таким образом, на этом этапе разгорающееся пламя ссор удалось погасить.
Следующей ошибкой было желание видеть в картине только звезд первого эшелона. На съемки в главных ролях были приглашены самые именитые актеры того времени: Армен Джигарханян, Игорь Ледогоров, Евгений Леонов Однако все трое сразу же отказались от предложения, не желая сниматься в картине неопытного режиссера. Нужно было срочно искать замену. В результате ропову пришлось умерить свои амбиции и обратиться к начинающим актерам. На роль Ильина пригласили В. Дворжецкого, Губина предложили сыграть Шакурову, а Игнатия – уже популярному к тому времени блистательному Г. Вицину. Невероятной удачей было то, что Высоцкий принял приглашение сыграть Крестовского.
Беда пришла откуда не ждали. В те времена, кинематограф был под строгим контролем властей. Цензура осуществляла тотальные проверки, решала судьбу актеров, режиссеров и самих кинокартин. Когда на стол «Мосфильма» лег список утвержденных на роль, разразился следующий скандал. Требовалось убрать из фильма Высоцкого. Ни его песен, ни его самого, ни Марины Влади в роли невесты Ильина категорически не должно было быть в фильме.
Как оказалось, незадолго до съемок «Земли Санникова» песни Высоцкого звучали в одной из радиопередач западной Германии. В радиоэфире дикторы назвали Высоцкого борцом с режимом, поэтом-вольнодумцем. Этого было достаточно, чтобы снять барда с роли. Нелепая, чудовищная ошибка. Отказ лишил зрителей возможности лицезреть игру гениального Владимира Семеновича, слышать в фильме песни, специально написанные им для этого фильма.
В итоге вместо Высоцкого на роль пригласили Даля. Актеры в жизни были лучшими друзьями, но несмотря на это, Даля очень задело, что он был вторым, был всего лишь заменой, а не первым и главным приглашенным. Неудовлетворенная мания совершенства, пагубное пристрастие к алкоголю, стали причиной того, что Даль мучил всю съемочную группу с самого начала съемок. В первый же день Даль явился мертвецки пьяным. В актера как будто вселялся дьявол, если он выпивал. Будучи прекрасным человеком, под действием алкоголя актер становился просто неадекватным.
Каждый день с Далем нянчилась вся группа: поливали водой, уговаривали, следили, чтобы не выпил лишнего. Но все было тщетно. Он так всем надоел на съемочной площадке, что его персонажа «убили» в фильме, изменив сценарий. Даже песни, исполненные Далем, убрали. Заново их исполнил Олег Ануфриев. Помимо Даля проблем хватало с лихвой.
Это была ежедневная дуэль – режиссеры и актеры. Двое не совсем опытных молодых режиссера буквально нажили себе врагов в лице актеров. Шакуров, Даль, Дворжецкий не только считали, но и высказывали в лицо режиссерам, что они дилетанты, снимать не умеют, опыта недостаточно. Из-за этого случались ежедневные разлады на площадке.
Накал страстей был доведен до предела. Дошло до того, что актеры написали коллективное письмо с требованием заменить режиссеров. Однако на «Мосфильме» не сочли нужным прислушаться к исполнителям ролей и посоветовали им умерить пыл, иначе будут уволены именно они.
Все закончилось тем, что Шакурова, как самого непримиримого борца, действительно уволили. Вместо Шакурова роль Губина сыграл актер Юрий Назаров. Даль и Вицин пошли на компромисс и остались в работе. Дворжецкого удалось «сломать», пригрозив лишить очереди на квартиру. Эту дуэль выиграли режиссеры. Шакуров посчитал поступок Даля и Дворжецкого предательством и навсегда вычеркнул их из своей жизни.
Казалось, съемки пройдут гладко, ведь бунтовщики усмирены, заговорщик уволен. Не тут-то было. Облегченно вздохнули лишь ненадолго. Даль с удвоенной силой принялся закатывать пьяные концерты. Но это были только цветочки. Ягодками оказалась сорокаградусная жара в Нальчике, где снимали некоторые из сцен. Актеры и массовка не выдерживали жары, получали солнечные удары, падали в обморок. Совместными усилиями группы после многочисленных споров и конфликтов с Мкртчяном удалось добиться строительства защитных навесов.
Не перечислить всего негатива, который витал над площадкой весь съемочный период. Когда сняли последний кадр, все с облегчением вздохнули. Не было слез и грусти из-за расставания. Все были рады, что наконец-то все закончилось. Фильму не предрекали зрительского признания и тем более бессмертия, а художественный совет вообще не оценил и присвоил кинокартине самую низкую категорию. Но случилось невероятное. Спустя немного времени трудно рожденный фильм с самой низкой оценкой оказался на пике популярности. За год его посмотрели более сорока миллионов зрителей.
Прошло без малого пятьдесят лет. Кинокартина пережила многих своих создателей и актеров, но продолжает привлекать все новые и новые поколения зрителей. Вопреки всему режиссерам удалось снять яркий, динамичный, захватывающий фильм на все времена.