Эпоха, когда министерство народного просвещения Российской империи возглавлял граф Сергей Семенович Уваров (с 1833 по 1849 год) остается предметом горячих споров историков.
Кем был автор знаменитой идейной триады "Православие, Самодержавие и Народность" – реакционером и чуть ли не врагом просвещения или человеком, предвосхитившим крайне важные для России духовные тенденции?
Разговор на эту тему продолжили в эфире радио Sputnik доктор исторических наук, профессор, председатель Российского военно-исторического общества (РВИО) Владимир Мединский и кандидат исторических наук, доцент кафедры всемирной и отечественной истории МГИМО МИД РФ Сергей Рыбаков.
Уваров был человеком с удивительно широким, особенно для своего времени, кругозором, отметил Владимир Мединский. Он был глубоким знатоком не только античности, но и стран Востока.
"Уваров увлекался Востоком не только из каких-то идеалистических соображений, но и из соображений прагматических. Будучи министром, членом правительства, сенатором впоследствии, членом государственного совета, Уваров видел в Востоке перспективы развития для России. Он, кстати, был одним из первых, кто высказывался о грядущем упадке Европы, говорил, что европейская цивилизация заходит в тупик – и развитие свое, и интересы Россия должна в первую очередь черпать и искать, ориентируясь на Восток, в сторону Китая, Средней Азии, Индии, Японии и прочих стран. Тогда эти идеи Уварова звучали очень странно, а сейчас – очень интересно и актуально", – такое мнение высказал Владимир Мединский в эфире своей авторской программы на радио Sputnik.
Обоснование своей знаменитой идейной триады "Самодержавие, Православие, Народность" Уваров мог разрабатывать в том числе с учетом идей современных ему европейских философов, считает Сергей Рыбаков. Впрочем, это не дает оснований сомневаться в его авторстве – многие идеи, что называется, витали в воздухе.
"Уваров вполне мог использовать труды Канта, Гегеля и других – то, что называется немецкая классическая философия, при создании триады "Самодержавие, Православие, Народность"... Люди того времени читали эти труды, это у них вызывало неподдельный интерес. Поэтому я не удивляюсь, что в ту эпоху могли обращаться к немецкой классической философии. Тем более что одно дело – наследие Великой французской революции и совершенно другое дело, как у Блока, "сумрачный германский гений"", – пояснил историк.
Трудно согласиться с теми, кто называет идеи графа Уварова "казенным патриотизмом", считает он.
"Я бы не называл триаду Уварова "казенной теорией"... В разные эпохи, когда перед народом вставала необходимость защиты Родины, то он не раздумывал, а шел, защищал страну и отдавал свою жизнь. Это, возможно, изначально было в его характере", – добавил Сергей Рыбаков.
Мнение о "зверствах цензуры при Уварове" очень сильно преувеличено, полагает Владимир Мединский.
"По сложившемуся тогда порядку за цензуру отвечало министерство просвещения. Но отвечало оно за цензуру настолько плохо и действовало так безынициативно, что Бенкендорф, например, (граф Александр Христофорович Бенкендорф, шеф жандармов), который с самого начала был большим симпатизантом Уварова и в своих регулярных записках на имя государя отмечал, насколько Уваров блестяще образован, как он хорошо справляется, как много он успел сделать, со временем в силу должности начинал относится к Уварову все более и более негативно. Он считал, что Уваров в своем министерстве "забалтывает" политику Николая I, что министерство действует не только без ревности, а по сути саботирует цензурные ограничения. Ведь Уваров за все свое время, за 16 лет, закрыл два средства массовой информации в России", – отметил председатель РВИО.
Эфир программы Владимира Мединского слушайте здесь.
Такого Telegram-канала, как у нас, нет ни у кого. Он для тех, кто хочет делать выводы сам.