Великий пост - это очень хорошее время для проверки себя. Ведь очень часто выявляются в этот период наши недостатки. То раздражительность расцветет пышным цветом, то блуд охватывает с беспощадной силой, то гордость задирает главу так, что всем тошно от нас становится.
Удивительное еще это время и для самоиспытания. Но выявляется еще чаще всего другое, как мы начинаем смотреть за другими, делать замечания, учить тому, чего сами не достигли, да и осуждения много случается. Все это наши грехи. Вот с ними нам и предстоит борьба.
Главный смысл поста состоит не в голодании, а в труде души. Конечно, определять и соблюдать меру поста мы должны по совести. Иногда человек слишком много сам себе дает послабления или выпрашивает у духовника, а потом падает в страшного рода грехи. А бывает наоборот, слишком много берет на себя подвигов, что до потери со знания на Пасху случается от голода.
В период поста, как правило, верующие каждый день еще читают Писание и святых отцов. Обратимся к святому праведному Иоанну Кронштадтскому, что он говорит о посте:
Пост – хороший учитель:
1) он скоро дает понять всякому постящемуся, что всякому человеку нужно очень немного пищи и питья, и что вообще мы жадны и едим, пьем гораздо более надлежащего, т.е. того, чем сколько требует наша природа;
2) пост хорошо оказывает или обнаруживает все немощи нашей души, все ее слабости, недостатки, грехи и страсти, как начинающая очищаться мутная, стоячая вода оказывает, какие водятся в ней гады или какого качества сор;
3) он показывает нам всю необходимость всем сердцем прибегать к Богу и у Него искать милости, помощи, спасения;
4) пост показывает все хитрости, коварство, всю злобу бесплотных духов, которым мы прежде, не понимая, работали, которых коварства, при озарении теперь нас светом благодати Божией, ясно оказываются, и которые теперь злобно преследуют нас за оставление их путей.
Мы должны понимать, что пост заключается не в одном лишь воздержании от сытой пищи. Вот, что говорит Святитель Иоанн Златоуст:
Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления. Ты постишься? Напитай голодных, напой жаждущих, посети болящих, не забудь заключенных в темнице, пожалей измученных, утешь скорбящих и плачущих; будь милосерд, кроток, добр, тих, долготерпелив, жалостлив, незлопамятен, благоговеен, неспорлив, истинен, богочестив, чтобы Бог и пост твой принял, и плоды покаяния даровал тебе получить в изобилии.
В период поста, мы как бы научаемся еще и благим делам, чтобы и по его окончании исполнять во всю свою жизнь. То есть сейчас настало время, когда всё способствует тому, чтобы мы становились лучше, если захотим и с Божией помощью.
Особенно о посте хорошо говорит Иоанн Кассиан Римлянин:
Один телесный пост не может быть достаточным к совершенству сердца и чистоте тела, если не будет соединен с ним и пост душевный. Ибо и душа имеет свою вредную пищу. Отяжеленная ею, душа и без избытка телесной пищи впадает в сладострастие. Злословие есть вредная пища для души, и притом приятная. Гнев есть также пища ее, хотя вовсе не легкая, хотя часто питает ее неприятной и отравляющей пищей. Зависть – пища души, которая растлевает ее ядовитыми соками, мучит ее, бедную, и чужим успехом. Тщеславие – пища ее, которая на время услаждает душу, потом опустошает, лишает всякой добродетели, оставляет бесплодной, так что не только губит заслуги, но еще и навлекает большое наказание. Всякая похоть и блуждание непостоянного сердца – тоже пища души, наполняющая ее вредными соками, а после оставляющая без небесного Хлеба. Итак, воздерживаясь от этих страстей во время поста насколько у нас хватает сил, мы будем иметь полезный телесный пост. Утруждение плоти, соединенное с сокрушением духа, составит приятную жертву Богу и достойную обитель святости в сокровенности чистого, благоукрашенного духа. Но если постясь только телесно, мы будем запутаны гибельными пороками души, то истомление плоти не доставит нам никакой пользы при осквернении самой драгоценной части, то есть души, которая могла быть жилищем Святого Духа. Ибо не столько плоть, сколько чистое сердце бывает храмом Божиим и жилищем Святого Духа. Следовательно, постясь по внешнему человеку, вместе нужно воздерживаться от вредной пищи и по внутреннему, которого святой апостол особенно убеждает сохранить чистым для Бога, чтобы удостоиться принять в себя Гостя – Христа.
Так же очень часто писали и спрашивали про добавление растительного масла в пищу. Многие говорят, что по Типикону нельзя.
Дело в том, что монахам по Типикону действительно не разрешено вкушать масло растительное, но мирянам нет на то запрета как такового. Объясняется этот тем, что условия жизни современного человека отличаются от тех, в которых существовали древние монахи, заложившие принципы и правила пищевого поста много веков назад. Поэтому современный человек далеко не всегда может, следуя указаниям календаря, практиковать сухоядение. Да и у кого работа, например, физически тяжелая, не всегда возможно вообще соблюдать ограничения в пище. Нужно все-таки отнестись к этому разумно.
Мы должны еще и понять, что человек грешит не в тот момент, когда добавляет ложку масла в салат или жарит на масле картошку, а когда осуждает, гневается и раздражается, когда обижает ближнего и не хочет прощать другого. И на это в свое время давал ответ очень известный многим старец Павел Груздев. Вот его слова:
Пост - телу чистота, душе красота! Пост - ангелов радование, бесов горе. Но надо помнить: лучше совсем не поститься, чем поститься без ума. Сказано: будьте мудры, яко змия.
Знаю старуху - она умерла. Постница была страшная. Шла наша старуха и вдруг упала. А мужик-пьяница на тракторе ехал, подобрал ее и в больницу привез. Говорят:
- Отец Павел, Дуня-то из Марьино в больнице.
Пошел к ней:
- Ну, чего?
- Дак ведь упала, шибко испостилася .
- Это не ты постилася , а Васька, который тебя в больницу привез.
" Был болен, а вы посетили Меня".
" Не делай явно, а делай тайно. И Господь тебе воздаст"
Во всем должна быть мера. И лучше поститься по силам, чем переусердствовать в пище, изводя при этом всех своей злобой и недовольством.
И напоследок одна интересная история в назидание всем нам, дабы не осуждали других и сами приучались к тому, чтобы любовь была выше поста.
Рассказывают, что когда святитель Тихон Задонский жил на покое в Задонском монастыре, то однажды в пятницу на шестой неделе великого поста посетил монастырского схимника Митрофана. У сего последнего в это время был гость, некто Косма Студеникин, елецкий гражданин, которого за его благочестивую жизнь любил и святитель. Случилось, что в этот день знакомый рыбак принес отцу Митрофану для Вербного воскресенья живого верезуба.
Так как гость не рассчитывал пробыть до воскресенья в обители, то схимник и распорядился сряду же приготовить из верезуба уху и холодное. За этими яствами и застал святитель Митрофана и его гостя. Схимник, испугавшись такого неожиданного посещения и считая себя виновным в нарушении поста, пал к ногам святителя Тихона и умолял его о прощении. Но святитель, зная строгую жизнь обоих друзей, сказал им: "Садитесь, я знаю вас; любовь - выше поста". При этом сел сам за стол, съел ложки две ухи и угощал коему. Такое снисхождение и доброта святителя поразили друзей: им известно было, что святитель Тихон во весь великий пост по понедельникам, средам и пяткам не употреблял даже масла, а тем более рыбы.
Будем добрее друг к другу! Будем милостивее и снисходительнее к немощам ближним!
Слава Богу за всё!
Аминь.