(с) авторский текст Нео-Буддиста
Вот такую ещё сказку хочу вам рассказать.
В одной далёкой-далёкой галактике, на маленькой-маленькой планете было Великое-Превеликое Государство, жители которого очень любили порядок. Ну, как любили? Они очень хотели, чтобы он у них был, но его всё никак не удалавалось получить. Поэтому они очень любили говорить о порядке. Причитали "порядок нужен, порядок!" и "нужно тут навести порядок!", и "где нет порядка, там нет цели", и "где порядок, там и хорошо", и "что же у нас всё порядка-то нет?!".
Из всего этого понятно, что, поскольку не было у жителей Великого-Превеликого Государства порядка, то не было им и хорошо. Было же им чаще всего нехорошо и иногда неплохо. А чтобы вот прямо хорошо и всё, такое редко случалось, в основном по пьяной лавочке.
Да тут ещё то и дело из-за моря набегают на их Великое Государство всякие недобрые вороги и устраивают ещё пущий беспорядок. В общем, как-то однажды, сильно вскручинившись по поводу того, что никак у них не получается порядка добыть, собрались богатейшие люди этого государства и сговорились между собой обратиться к одному из предводителей тех заморских ворогов, которые никогда на них не нападали, чтобы он встал бы им на службу Наводителем Порядка и охранял бы их от беспорядков - как от тех, которые учиняют другие пришлые вороги, так и от тех, что в самом Великом Государстве творятся. Мол, такому Наводителю Порядка будет сподручнее и с другими ворогами договориться, если что, или отпугнуть их как следует, а заодно и свои беспорядочники его бояться будут, и от того в Великом Государстве будет, наконец-то, порядок.
А своих беспорядочников, надо сказать, хватало. Тут тебе и беспорядочники в одежде, и беспорядочники в словах и песнях, и беспорядочники в еде и увеселениях, и беспорядочники в половых отношениях, а ещё беспорядочники в хозяйственных делах, а также в делах финансовых, и много ещё всяких. Так что решено было призвать на государственную службу Наводителя Порядка. Сказано - сделано: отправили они послов искать себе подходящего порядочного правителя, которые стал бы из Наводителем Порядка.
А вокруг их Великого Государства было всего три больших правителя. Один был вождём самого сильного племени заморских ворогов. Он наводил у себя порядок силой и хитростью. Одних бил, чтобы другие боялись, а других обманывал, чтобы они не мешали ему бить первых или сами их били. Звали его Мал Даудал.
Другой был в далёкой стране за тёмными лесами и высокими горами. Он наводил у себя порядок умом и силой. Учил людей тому, что правильно и неправильно, и применял силу к тем, кто не хотел этого понимать. Звали его Велик Имудр.
Третий же правил в стране за чистым полем и бескрайней степью. Его страна была богата и обильна, а порядок он в ней наводил умом да хитростью. Установив правила, он всякими хитрыми способами заставлял их исполнять, а если кто находил способ, как обмануть его правила, то он тут же придумывал новые правила и разорял того, кто вздумал его обмануть. Звали его Могучихитр.
И вот, пошли сначала послы в южную страну за чистым полем и бескрайней степью. Пришли, посмотрели, что там творится, и увидели, что порядка и здесь немного. Однако пошли всё таки же к самому Могучихитру, чтобы рассказать ему о поручении своих начальников.
Могучихитр выслушал их и сказал:
- Вот что, господа хорошие. Мне, если честно, вашей далёкой страны и даром не нать, и за деньги не нать. Но если хотите, то могу отправить к вам одну из своих жён - она там враз у вас порядок наведёт. Поверьте, я уж это хорошо знаю. За это, конечно, вам надо будет ей платить, только платить вы будете не ей прямо, а мне, с помощью моей системы международных денежных переводов. Это очень надёжная система, проверенная на опыте лучших пройдох моей страны - никто из них не смог её взломать, не поплатившись за это. Да и комиссия совсем маленькая за переводы до пяти мешков серебра. Так что очень советую.
А дальше на восток, в страну Велика Имудра, я вам ходить не советую. Потому как он вас сильно умнее, да ещё и силён весьма. Он вас либо силой заставит, либо хитростью какой-нибудь возьмёт. А то, что он ваше государство себе возьмёт, так в этом даже не сумлевайтесь. Он так и мне когда-то сказал, мол, либо ты ко мне присоединяешься, либо пеняй на себя. Слыхали такое? Я, знаете ли, ещё покажу ему, кто тут на кого пенять будет. А вам ходить туда не надо, поверьте моему честному слову.
Ну, послы ему и поверили. Вернулись они в своё Великое Государство и рассказали всё, что узнали, начальству. Начальство, как и бывает это, раскричалось, растопталось. Как это он, голосят они, бабу нам свою решил предложить! Где это видано, чтобы у нас тут, бравых казаков, баба порядок наводила?! Не бывать этому. А то, что дальше на восток не пошли, это правильно. Накой нам, в Великом Государстве, ещё один великий? Может, он там умом и силён, да вот только у нас тут одним умом богат не будешь. К тому же мы сами по себе Великое Государство, и не пристало нам присоединяться к другим. Пусть это он сам к нам присоединяется! Верно, мужики?
Ну, мужики, ясно дело, хором отвечают "верно! любо!" и в общем полностью одобряют решение партии.
Тогда отправились послы в ту страну, что поблизости, за морем. Оно ведь, что самым близким кажется, самым далёким оказывается. Однако же лучше поздно, чем никогда. Проплыли послы на корабле в самую глубь заморской страны и высадились на острове, где правил своим племенем Мал Даудал. А тот, оказывается, уже прослышал про их поиски, и сходу выкладывает им своё деловое предложение. Мол, вы всё правильно, мужики, сделали, что ко мне пришли, ибо я вас не подведу. Завтра же нагряну к вам и всё на месте обсудим, все вопросы перетрём, всё порешаем, будет у вас порядок лучше, чем у меня самого тут, будьте уверены.
Ну, послы обрадовались, сразу домой направились, чтобы обрадовать начальство, что дело решилось и Наводитель Порядка сам к ним идёт.
Впрочем, не успели они до дворца своей культуры добраться, как и сам Мал Даудал туда же прибыл. Только они начальству докладывать стали, как тот сам вошёл и всё своими словами подтвердил и сразу же вышел на сделку: мол, я беру под контроль оборону, полицию и торговлю, за что соглашаюсь на десятину только с торговли. Ну, а вы спокойно занимаетесь своими делами, просто обеспечивая меня и моих бойцов провиантом и обмунидированием, ну и квартирный вопрос тоже надо решить. И давайте решайте быстрее, а то за мной там в море шла большая ватага прибрежных ворогов. Мне как? Отбивать их или пока не надо?
В общем, начальству Великого Государства поступило такое предложение, от которого они не могли отказаться, и стал Мал Даудал главным Наводителем Порядка в Великом Государстве. И наводил он его посто - нещадно бил всех, кто его нарушал. Бил своих как чужих, а чужих бил так, что свои боялись оказаться на месте чужих.
Так прошло много лет.
В стольном городе Великого Государства на престоле, то есть за большими столами в дорогих креслах, сидели потомки Мала Даудала, называвшиеся Великими Заседателями. Уже несколько столетий они так хорошо заседали, что половина жителей государства была у них на службе и наводила порядок среди второй половины, которая содержала первую половину и официально радовалась тому, что они, а не кто-то другой, наводят у них порядок.
В этом городе жил богатый купец из той второй половины, что радовалась наведению порядка слугами Великих Заседателей. Однажды, как и положено, у него родился сын и нарекли его Афоней. Рос Афоня умным парнем и быстро всему учился, и грамматике, и игре на гуслях, и на счётной машине, и даже рисованию красками. Когда пришло время, освоил он и торговое ремесло, и отправился в далёкое странствие по торговому делу.
А надо сказать, что Афоня, будучи умником, очень интересовался книжками и особенно его заинтересовала книга про древнего правителя Велика Имудра. Очень ему хотелось побывать в той далёкой стране, где он много веков назад правил, и вот, как только торговое дело ему это позволило, отправился он в ту сторону.
Сторона эта была причудливая и поначалу очень ему непонятная. Однако постепенно он выучил местное наречие и нравы, во многом стал разбираться. А главное, он узнал, что в стране этой до сих пор есть наследники того самого Велика Имудра, только теперь они начальники не на престоле, а в главном государственном университете, где учатся дети из разных благородных семей, в том числе из семей нынешних правителей страны. То есть, получается, подумал Афоня, что и теперь они наводят порядок в этой стране, только не силой, а лишь обучением и образованием. Очень это впечатлило Афоню и очень захотелось ему встретиться с кем-нибудь их этих наследников, которых здесь называли Наставниками.
Упросил он отца выслать ему по международной системе денежных переводов два раза по пять мешков серебра, чтобы, значит, комиссию не переплачивать, и заплатил за год обучения в университете.
Учился он, понятное дело, хорошо, хоть и нелегко это было, поскольку денег на жизнь у него почти не было. Позволить себе мог только самое необходимое. Нашёл жильё с завтраками, входившими в оплату проживания. Обед делил на две части, а на ночь и не ел вовсе. Ну, там ещё на покурить, на простую одёжку с обувкой, да на книжки и доступ во всемирную сеть Брахмы - это такое чудо чудесное местное, которое ему очень понравилось и без которого он и дня не проводил. С помощью этой сети из мирового океана можно столько всякой всячины вылавливать, что только диву даёшься - так он это отцу своему пытался объяснить, но тот вряд ли его понял, однако денег на эту чудовину добавил.
И вот, пришло время и свела его судьба, складывающаяся из поступков и желаний, с Наставником. Он был одним из самых уважаемых в университете и настоящим наследником Велика Имудра, не то, что некоторые самозванцы, которых Афоня тоже успел повидать. Звали наставника Знат Благодат, но все вежливо называли его просто Знат или Знат-Наставник.
Афоня стал посещать его лекции по истории, а потом записался на семинар. А после семинара остался, чтобы поговорить лично - так было принято в университете, в который приняли Афоню в качестве иностранного студента.
На семинаре Знат упомянул о том, что мы очень мало знаем о том времени, что было до Велика Имудра. Афоне было странно это услышать, ведь их страна просто переполнена всякими знаниями, а тут вдруг такая вот проруха на старуху... Поэтому именно этот вопрос он задал Знату при личной встрече.
- Понимаешь ли, - медленно стал отвечать Знат, - наши мудрецы утверждают, что миры возникают по двум причинам: либо по причине злой воли, либо же по доброй воле. Большинство миров возникают по злой воле и в них все существа страдают и мучаются от трёх ядов - жадности, жестокости и глупости.
- Два Ж, одно Г! - кратко констатировал Афоня, который об этом что-то уже читал.
- Да, можно и так сказать, - кивнул Знат. - По причине этих трёх ядов этими мирами управляют три сверхсущности - ум, сила и хитрость. Но среди этих миров великие миролюбцы могут создавать другой мир, возникающий на основе доброй воли. В таком мире правит добрый ум и добрая сила.
- А что, доброй хитрости не бывает?
- А ты сам подумай, на чём строится хитрость.
- На обмане.
- Верно. А разве обман может быть хорошим делом, особенно когда обман вскроется? Там, где хитрость, там обман, а где обман, там и тот, кто обманут и кто обманывает. И тот, кто обманут, особенно когда понимает, что он обманут, испытывает обиду. А из обиды вырастает жестокость. А что делает тот, кто обманывает? Он использует глупость того, кого он обманывает. Он использует её в своих интересах, а значит за этим прячется жадность.
- Ага. Понял. Получается, что где хитрость, там и все три яда - жадность, жестокость и глупость.
- Вот поэтому и не бывает доброй хитрости. Но мы отвлеклись. Ты ведь о другом спросил. Так вот, наши мудрецы говорят, что великие миролюбцы могут создавать среди миров злой воли другой мир, возникающий по их доброй воле. Великий Миролюбец создаёт его для того, чтобы войти в этот мир и принести в него Свет Знания. Создавая такой мир, он затем рождается в нём, чтобы стать Великим Просветителем.
- Извини меня, пожалуйста, Знат, но правильно ли я понял, что ты говоришь о Велике Имудре? Это он такой миролюбец, который создал этот мир, в который он пришёл как Великий Просветитель?
- Ты верно понимаешь. Велик Имудр создал тот мир, в который он затем пришёл и который покинул, оставив нам свой Свет и свой След...
- Подожди-ка! Ты хочешь сказать, что вы так мало знаете о мире до его рождения в нём потому, что... до его рождения этот мир ещё не был им создан?
- Не совсем так. До его рождения этот мир ещё только создавался. Ты, наверно, уже хочешь спросить, а из чего же он создавал этот мир. Из частей других миров, которые не были созданы его доброй волей, как, например, твой мир.
- Мой мир?
- Да. Неужели ты думаешь, что живя в этой стране, учась в этом университете, ты живёшь в своём мире? Это ведь не твой мир. Твой мир остался там, откуда ты пришёл сюда, в этот мир.
- Постой... что-то ты меня запутать, что ли, пытаешься... как это так, что я из одного мира в другой пришёл? Это же всё один мир, вон хоть на карту посмотреть!
- А кто нарисовал эту карту?
- Ну, как кто? Наши картографы нарисовали.
- Вот ты говоришь "наши картографы". Так они как раз и изобразили тебе то, как они представляют ваш мир. Вот ваше Великое Государство в центре вашего мира, а все остальные по разным сторонам. Но посмотри на нашу очень древнюю карту, нарисованную ещё во времена самого Велика Имудра - где на ней ваше государство?
- Так на ней его вообще нет!
- Вот именно. В нашем мире вашего государства вообще нет. А ты есть, потому что ты пришёл в наш мир из вашего мира. Ты давно сюда собирался прийти. Тогда, в той истории с походом послов на юг, а потом на север, ты был одним их тех послов. И ты тогда очень хотел прийти в нашу страну, но Могучихитр вас отговорил. Он, конечно, вас обманул, но не совсем. Велик Имудр действительно предложил бы вам присоединиться к нему, потому что иначе вы не смогли принять его порядок. Но в вашем мире было другое представление о порядке - у вас порядок устанавливается грубой силой и хитрым принуждением. От этого, правда, порядка больше не становится. Вот вспомни сам, что делают те, кого бьют для того, чтобы они соблюдали порядок?
- Ну, они становятся хитрее и прячутся от полиции.
- А перестают ли они нарушать порядки?
- Да, не то, чтобы прямо вот перестают... они стараются делать так, чтобы полицейские люди их не замечали.
- И становится ли от этого порядка больше?
- Да я бы так не сказал...
- А всё потому, что ваш Наводитель Порядка на самом деле не порядок наводит, а устанавливает свои порядки, которые ему и его верным слугам удобны и выгодны. Понимаешь? А истинный порядок вещей — он не наводится, и даже не устанавливается, он порождается и развивается, как и всё живое.
- Постой-ка, постой... А как ты это знаешь про то, что я когда-то тогда был среди тех послов?
- Я это знаю, потому что тогда я был тем, кого звали Могучихитр. Ну, что, ответил я на твои вопросы?
- Да, и даже на те, которые я не задавал.
- Ну, вот и хорошо. А теперь пора заканчивать наш разговор, у тебя ещё много дел впереди. Иди, и не оглядывайся. Тебе ещё долго идти - дальше, дальше, ещё дальше, за самые дальние пределы.
И потом Знат произнёс ещё два непонятных слова: бодхи, соха. И Афоня понял, что есть ещё много того, чего он не знает, но обязательно должен узнать.
На том и сказке конец, а кто дослушал - молодец.