Найти в Дзене

Обзор пластинки: Телониус Монк - Блестящие углы/Thelonious Monk - Brilliant Corners

ТЕЛОНИУС МОНК остается одной из самых сложных, провокационных и тревожных фигур в современной музыке. Его постоянно описывали в таких терминах, пока он был на джазовой сцене, то есть ровно столько, сколько существует современный джаз, поскольку Монк, конечно, был одним из главных создателей нового джаза. Вполне вероятно, что его и впредь будут описывать подобным образом. Ведь музыка Монка явно не предназначена для случайного прослушивания. Все, что он пишет и играет, - это джаз, в который важный творческий талант вложил более чем немного себя. Таким образом, Монк и его музыка неизбежно требуют от слушателей самого сложного, что может потребовать любой артист. Музыка Телониуса Монка также может быть одной из самых приятных в современном джазе. И это так (для тех, кто слушает) по тем же причинам, по которым она беспокоит, тревожит и требует: потому что Монк - это он сам. То, что он предлагает, - это не гладкий, заботящийся о публике артистизм или поверхностные навыки, а просто музыка, ко
Телониус Монк - Блестящие углы/Thelonious Monk - Brilliant Corners
Телониус Монк - Блестящие углы/Thelonious Monk - Brilliant Corners

ТЕЛОНИУС МОНК остается одной из самых сложных, провокационных и тревожных фигур в современной музыке. Его постоянно описывали в таких терминах, пока он был на джазовой сцене, то есть ровно столько, сколько существует современный джаз, поскольку Монк, конечно, был одним из главных создателей нового джаза. Вполне вероятно, что его и впредь будут описывать подобным образом. Ведь музыка Монка явно не предназначена для случайного прослушивания. Все, что он пишет и играет, - это джаз, в который важный творческий талант вложил более чем немного себя. Таким образом, Монк и его музыка неизбежно требуют от слушателей самого сложного, что может потребовать любой артист.

Музыка Телониуса Монка также может быть одной из самых приятных в современном джазе. И это так (для тех, кто слушает) по тем же причинам, по которым она беспокоит, тревожит и требует: потому что Монк - это он сам. То, что он предлагает, - это не гладкий, заботящийся о публике артистизм или поверхностные навыки, а просто музыка, которая есть в нем самом и которую он побужден вывести наружу. Есть люди, которые могут изгибать и придавать форму себе и своей работе (возможно, чтобы соответствовать текущему общественному вкусу, возможно, чтобы соответствовать целям более сильной художественной личности). Есть и другие, чье естественное, неразбавленное самовыражение способно затронуть отклик во многих душах, или, по крайней мере, кажется, что это так. И, наконец, есть такие нон-бендеры и нон-конформеры, которых не так-то просто понять. К ним относится Монк, и для таких людей аудитория Бейси может состоять только из тех, кто готов немного постараться, чтобы уловить стимулирующее, насыщенное и полезное послание.

Эти комментарии не являются своего рода довольно умной психологией обратного поворота (ну, знаете: "только очень крутые люди, такие как я и такие как вы, читающие эти заметки, могут по-настоящему любить Телониуса"). Напротив, мы в Riverside очень сильно чувствуем, что весь акцент на чрезвычайно далекой и "таинственной" природе музыки Монка был серьезно перегружен в первые годы его карьеры, так что многие, кто был бы заинтересован в прослушивании (и, вполне вероятно, оказался бы вполне в состоянии слушать), были заранее отпугнуты. К счастью, эта ситуация была почти полностью исправлена: теперь, кажется, есть довольно много людей, включая критиков, все большее число музыкантов и, что особенно приятно, большое число просто любителей джаза, готовых приложить усилия и пожинать плоды копания в Монке. Телониус не только постоянно побеждал, например, в опросе критиков журнала "Down Bear", но и в 1958 и 1959 годах он занимал всего в одном шаге от первого места в опросе читателей этого журнала. А клубная публика от Нью-Йорка до Чикаго и Сан-Франциско, а также во многих других местах между ними, стекалась, чтобы услышать его лично.

Этот альбом фактически стал одним из главных факторов в успешной борьбе за новое и более широкое признание Монка. В последовательности его дискографии на Riverside он последовал за двумя первыми альбомами, полностью посвященными "стандартам", и стал первым случаем на этом лейбле для Телони-оуса выразить себя в основном через собственное сочинение. Создавая музыку для пяти инструментальных голосов в соответствии со своим личным и неортодоксальным построением, подходом и фразировкой, он создал несколько поразительно блестящих примеров большой глубины, остроумия и силы своего стиля.

-2

Следует отметить, что музыка Монка не только не самая легкая для прослушивания, но и не самая простая для исполнения. Музыканты могли бы избавить себя от многих проблем, если бы не записывались с Монком, но это та форма проблем, которую многие лучшие уже давно считают привилегией (а также само по себе образованием).

СОНИ РОЛИНС - удивительно изобретательный, сильный по тембру исполнитель, который вырвался в первые ряды теноров и оказал удивительное и далеко идущее влияние на своих современников. ЭРНИ ХЕНРИ работал в квартете Монкса в 1956 году, а затем в биг-бэнде Диззи Гиллеспи; его безвременная смерть в 1958 году оборвала многообещающую карьеру. Конечно, ОСКАР ПЕТТИФОРД и МАКС РОАЧ уже не нуждаются в причудливых описательных прилагательных; сейчас их имена сами по себе говорят об их выдающемся положении. Когда Генри и Петтифорд не смогли принять участие в заключительной сессии альбома, Телониус обратился к высококлассной замене: КЛАРК ТЕРРИ, выдающийся трубач Дюка Эллингтона в 1951-59 годах, и блестящий молодой басист Майлза Дэвиса, ПОЛ ЧЕМБЕРС.

Эти люди упорно трудились. Они боролись, концентрировались и качали головой над некоторыми отрывками с такими полуулыбками, которые означают: "Трудно? Это невозможно!" Ведь оригинальные композиции, записанные на эту дату, представляют Монка в его самом изобретательном и, следовательно (повторюсь), в самом сложном состоянии. Brilliant Corners, с ее неровным метром и изменениями темпа, несомненно, является настоящим препятствием, но это не означает, что остальные композиции просты: Pannonica, которую я бы описал как почти балладу с мужеством; блюз, в котором много расширенного пространства для дуновения (и не пренебрегайте несколькими вещами, которые Монк делает за рогами); и Bensha Swing, только один из четырех оригиналов, не подготовленных специально для этой записи, Телониус написал его несколько лет назад, с барабанщиком Дензилом Бестом, и записал его дважды до этого, но сравнение покажет, что он не остался статичным за это время.

(Примечание по поводу странного названия блюза: это всего лишь попытка фонетически записать произношение, на котором настаивал Монк как на наиболее подходящем для того, что проще всего назвать Blue Bolivar Blues).

-3

Эти музыканты много работали, потому что творчество Монкса никогда не стоит на месте: во время предварительной проработки номера, между "дублями" или даже во время одного, меняются фразировка или детали, поскольку происходит постоянное слияние аранжировки и импровизации. Иногда даже инструментарий немного изменяется. Телониус наткнулся в студии на селесту, решил, что она будет хорошо звучать в "Паннонике", и установил ее под прямым углом к фортепиано, чтобы можно было играть на селесте правой рукой, а на фортепиано левой, во время части этого номера. Точно так же, в результате импровизированных экспериментов, Макс Роуч "удвоился" на тимпане и барабанах в Bemsha Swing, причем самым неортодоксальным и эффективным образом.

А Монк - это жесткий мастер звукозаписи, перфекционист (*Я еще ни одной своей записью не был доволен", - говорит он, и подразумевает это), который знает, как он хочет, чтобы каждая нота была изогнута и сформулирована, и который заставляет других так же сильно, как он сам себя заставляет - что, в абстрактном смысле, возможно, немного несправедливо по отношению к нему.

В конце концов, это не было "невозможно" - просто далеко не просто, и в итоге все остальные остались довольны, а Монк, вероятно, почти доволен. И конечные результаты, очевидно, очень достойны того, чтобы их достигли, и (возвращаясь к первой теме этих комментариев) заслуживают внимания.

-5

Благодарю за внимание! Не забудьте подписаться на мой канал, чтобы не пропустить новые выпуски моих рубрик!