Ван Ман использовал военное искусство посредством разрубания лошадей наносить поражение и управлять лояльностью.
«Ханьшу», историческая хроника династии Хань с 260 г. до н. э. по 20 г. н. э.
Ван Ман (王莽 Wáng Mǎng) китайский император в 9-23 гг.
Сегодня наконец выкроил время, чтобы рассказать про одну из самых любимых мною китайских железок, уступающих лишь копью да алебарде. Что вполне логично, в общем-то...
Итак, сегодня герой нашего рассказа - чжаньмадао (斬馬刀 zhǎn mǎ dāo, буквально: «меч, обезглавливающий лошадь»), двуручный однолезвийный меч с широким и длинным клинком. Считается, что он возник в рамках противостояния пехоты против конницы. По другой версии, для казней, о чем есть упоминания в хронике «Ханьшу». Есть также мнение, что первоначальное значение термина чжаньмадао было «меч, достаточно острый, чтобы разрубить лошадь».
Этот термин также встречается в значении «беспощадно карающий меч». Такое оружие, скорее всего, было государственным мечом, сделанным специально для императора в церемониальных целях и для казни вероломных чиновников. Тут, кстати, несколько иной смысл получается у цитаты в начале статьи, обратите внимание!
По легенде, меч получил свое название от «Клятвы Белой Лошади» (白馬 之 盟 Báimǎ zhī méng)
белая лошадь была ритуально зарезана, а её кровью смазали губы участников как символ клятвы верности и поддержки династии Хань.
Чжаньмадао появляется во времена империи Хань (206 до н. э. - 220), когда быстро развивались технологии плавки и литья стали, и постепенно более прочная и легкая сталь вытесняла короткое и тяжелое бронзовое оружие. В те времена ханьцы часто воевали, и очень важную роль играло то, что именовали чудесным приспособлением (神器 shénqì), в некотором роде древнекитайское Wunderwaffe.
До появления специального построения стрелков и копейщиков в годы империи Сун должны были пройти века, и для борьбы с конницей появляется не самое лучшее, вынужденное решение - дуаньмацзянь (断马剑 duànmǎjiàn), длинный обоюдоострый двуручник.
Затем в годы Тан (618-907) он трансформируется уже легендарный модао (陌刀 mòdāo), а уже во времена Сун (960-1279) наконец получает своё знаменитое название чжаньмадао (斩马刀 zhǎnmǎdāo, по одной из версий от 战马刀 zhànmǎdāo).
Чтобы усложнить работу исследователям и любителям этого оружия, в годы империи Мин (1368-1644) и противостояния набегам пиратов, такое длинноклинковое оружие также называют саодао ( 扫刀 sǎo dāo, буквально: «сметающий меч») и каньдао (砍刀 kǎndāo, буквально: «рубящий меч»).
Названия эти восходят к своеобразной техники рубки поясницы (腰身 yāoshēn) или лошадей по ногам (马腿 mǎ tuǐ).
Надо отметить, что до династии Тан система мечей-дао оставалась прежней, но постепенно увеличивались их длина и вес. В то время он уже был основным клинковым оружием солдат и офицеров. В это время происходит стандартизация этого оружия, отраженная в каноне «Шесть сводов законов империи Тан». Там в разделе для чиновника, ведающего арсеналом, приведены четыре разновидности дао:
- парадный меч идао (仪刀 yídāo) был обычно украшен золотом и серебром, а рукоять снабжена кольцом в виде дракона и феникса;
- меч ближнего боя - чжандао (障刀 zhàngdāo), может использоваться как рабочий инструмент в полевых условиях, а также является резервным оружием для ближнего боя, был длиной около 15 см - 50 см, по сути предок или аналог вакидзаси;
- поясной меч - хэндао (横刀 héngdāo) длиной 70 - 80 см был основным оружием, о нем в дальнейшем и пойдет речь;
- длинный меч - модао (陌刀 mòdāo), это
длинный меч, в древности используемый пехотой для рассекания лошадей:
陌刀,长刀也,步兵所持,盖古之斩马
Это время было расцветом клинкового оружия, есть даже поговорка:
После династии Сун нет хорошего дао.
宋朝以后无好刀 sòngcháo yǐhòu wú hǎo dāo.
Хотя это было основным оружием пехоты, но кавалерия также использовала его.
Кстати, в годы Сун дао было уже пяти видов. Но об этом в другой раз!
В «Записях о холодном оружии» (兵仗记bīng zhàng jì) времен империи Цин сказано:
чжанмадао, иначе еще называется каньдао, длиной семь чи, лезвие длиной три чи, рукоять длиной четыре чи,
斩马刀,一名砍刀,长七尺,刃长三尺,柄长四尺
где чи (尺 chǐ) - это традиционная мера длины, равная 1/3 метра. Длина меча в семь чи взята не просто так, таким должен быть рост бойца с ним, что несколько ломает шаблон о низкорослых китайцах. :) Ну, я хоть и встречал такого роста северян, но мне ближе версия, что 2,33 метра относится к одноименно древковой версии.
О ранней технике владения эти оружием у нас достаточно скудные сведения, а вот уже в годы империи Мин записано, что генерал Ци Цзигуан объединил техники длинных мечей, японского и китайского, получив оружие, известное в наши дни как мяодао (苗刀 miáodāo), общей длиной около 1,2 метра. Эти два метода были собраны Мао Юаньи в знаменитой военной энциклопедии «Убэйчжи».
Однако эти клинки, чжаньмадао и мяодао, отличаются. Соответственно, отличается и техника их использования. Чжаньмадао шире и длиннее мяодао. Напомню, его общая длина могла быть более полутора метра. Лезвие не только шире, чем у мяодао, но и менее гибкое.
На первый взгляд кажется, что чжаньмадао тяжелее и, в основном, опирается на инерционную рубку при сильном замахе и требует куда больших физических данных бойца. Это не совсем так. До нашего времени сохранились 12 принципов работы этим оружием, и там есть как рубящие, так и режущие, и даже колющие техники. А дошедшие письменные принципы говорят о важности работы ног и поясницы.
Чем мне нравятся китайские фехтовальные трактаты, так их образностью и многозначностью:
Снаружи легкий, а внутри тяжелый
外轻内重 Wài qīng nèi zhòng
Работа ног надежная и прочная
步法稳实 Bù fǎ wěn shí
Дух-шэнь злой и свирепый
神态威厉 shéntài wēi lì
Тело и шаги - неразрывны
身步相随 Shēn bù xiāng suí
Вот такое интересное и малоизвестное в русскоязычной ушуистской среде оружие. Но мы - продолжаем сохранять технику работы с ним!
Всем - хороших тренировок!
Подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки, делайте перепосты, а мы будем радовать вас интересными и полезными материалами!
Дм. Моисеев, СПб