В отечественной деловой литературе принято преподносить ипотеку как полезный инструмент для решения квартирного вопроса. Как правило, содержательная критика отсутствует, доводы против — игнорируются. В обывательских разговорах, конечно, встречаются характерные эпитеты: «кабала на всю жизнь», «ипотечное ярмо», «ипотечное рабство». Однако обычно дальше кухонь такие разговоры не идут. Постепенно нас подводят к мысли, что ипотека — если и зло, то зло неизбежное, а вообще-то вещь необходимая и полезная.
Давайте подумаем, что не так с ипотекой, почему это общественное антиблаго, т.е. инструмент, который приносит обществу больше вреда, чем пользы.
Антиблагом в экономической науке называется товар или продукт, обладающий отрицательной полезностью. При увеличении его потребления совокупное благо уменьшается. Обычно, чтобы заставить потребителя его приобрести, ему нужно за это доплатить.
Ипотека снижает доступность жилья
Начнём с ключевого тезиса экспертов по недвижимости, что ипотека повышает доступность жилья для населения. Это совершенная неправда. Доступность товара увеличивается при снижении его цены или при росте дохода покупателя (при условии неизменности цен). Что делает ипотека? Она увеличивает цены на недвижимость (об этом ниже) и снижает ваш доход (потому что нужно выплачивать не только тело кредита, но и проценты). То есть работает точно в противоположном направлении, чем было заявлено.
Цены на недвижимость растут
Теперь, почему цены на квартиры в результате ипотечного кредитования растут. Когда я впервые высказал этот нехитрый и даже банальный тезис, то встретился с массовым непониманием. Всё дело в том, что люди, которые решили брать ипотечный кредит, не оценивают ситуацию в целом. Для них ипотека — способ закрыть свою локальную задачу. А что произойдёт, если тысячи и даже миллионы людей тоже надумают брать такой кредит, об этом они не думают. Но когда цены на недвижимость взлетают, то для всех это становится сюрпризом. Свежий пример 2018 года: был выдан рекордный объём ипотечных кредитов (3 трлн руб.) — цены сразу выросли. Почему всё-таки растут цены при ипотеке? Вспомним одно из фундаментальных свойств недвижимости — неэластичность предложения. Проще говоря, количество квартир в продаже всегда плюс-минус постоянно. В коротком периоде невозможно увеличить предложение квартир, поскольку требуется значительное время, чтобы согласовать и запустить новые проекты, а количество квартир на вторичном рынке и вовсе практически неизменно, поэтому весь рост спроса автоматически переходит в цену. По этой же причине снижение ипотечной ставки при прочих равных автоматически ведёт к увеличению цены. Чудес не бывает. Чтобы повысить доступность жилья — надо больше строить, а не выдавать дешёвые кредиты.
Ипотека искажает мотивацию потребителя
«А как же люди, которые решили с помощью ипотеки свой квартирный вопрос? — Спросите вы. — Ведь есть примеры семей, которым это удалось». К сожалению, в условиях ограниченного ресурса (а недвижимость — именно такой ресурс) если кто-то успел взять в ипотеку квартиру, это означает лишь то, что кто-то другой остался без жилья (т.к. цена на квартиру выросла и она стала недоступной). Вот и всё. Количество недвижимости в продаже не увеличилось! Более того, ипотека подрывает ключевую функцию цен в рыночной экономике — давать правильные сигналы потребителям. Цены на рынке должны говорить нам что-то вроде «этот товар слишком дорогой — он мне не по карману, куплю его меньше или не буду покупать совсем» и «этот товар дешёвый — куплю его больше». Тем самым цены регулируют спрос на ограниченные ресурсы: если товара достаточно — цены падают, его покупают больше; если товара не хватает на всех — цены растут, его покупают меньше.
В условиях ипотечного кредитования такие ценовые сигналы подавляются и искажаются. Цена на квартиру уже ничего не значит, т.к. теперь квант покупки опускается до величины первоначального взноса. Квартира может стоить очень дорого, сумма неподъёмна для большинства людей, но это мало кого отпугивает, т.к. первоначальный взнос составляет небольшую сумму, а может быть и вовсе нулевым (вспомним про программу материнского капитала). Всё это провоцирует безответственное поведение потребителей, покупающих неликвидные площади по завышенным ценникам. Похожий эффект существует для всего потребительского кредитования. Известно, что владельцы кредитных карт склонны совершать неадекватные покупки, т.к. возникает иллюзия бесплатности товара. Но в случае с ипотекой всё усугубляется отрицательным внешним эффектом. Если от шопоголизма кредитных наркоманов страдают преимущественно они сами (цены на потребительские товары из-за этого не растут), то в случае с ипотечниками страдает уже всё общество, даже те, кто кредиты никогда не брал!
В кредитной гонке участвует все
Представьте, что чувствует человек, который честно копит деньги на квартиру. Допустим, квартира стоит 2 млн руб., вот он уже собрал ¾ суммы, осталось совсем чуть-чуть... И тут пришёл ипотечник и купил его квартиру за 200 тыс. первоначального взноса. А за ним ещё и ещё. Правительство решило повысить доступность жилья и грозится ещё значительнее снизить ипотечную ставку. Цена квартиры выросла до 2,5 млн. Наш вкладчик оказался отброшен от своей цели на годы. Понимая, куда ветер дует, он не выдерживает и тоже идёт в банк за кредитом, пока цена не выросла ещё больше, хотя и не собирался этого делать. В результате в кредитной вакханалии участвуют все поголовно.
Ипотечный пузырь
Итог всего этого действа ясен — знаменитые пузыри в недвижимости. Где ипотека, там рано или поздно возникает пузырь, и весь вопрос лишь в том, когда он лопнет. Растущие цены привлекают новых заёмщиков, т.к. становится выгодно брать кредиты, а арендовать недвижимость — невыгодно. Больше заёмщиков — вновь растут цены. И так далее. Возникает положительная обратная связь, которая заканчивается вместе с финансовым кризисом. Ресурсы общества бросаются на то, чтобы тушить пожар, который возник лишь потому, что кто-то решил разогреть рынок недвижимости с помощью кредитов.
Депрессия в экономике
Попутно возникает ещё один неприятный эффект, который станет очевидным лишь спустя некоторое время. Денежные ресурсы бросаются на приобретение квартир и отвлекаются от приобретения других товаров и услуг. Кроме того, проценты по ипотеке никто не отменял: со временем затраты на выплаты перекроют поступления от новых кредитов, и экономика уйдёт в рецессию. В этом нет ничего мудрёного: взявшие ипотеку вынуждены экономить на всём остальном, чтобы расплатиться с кредитом. Уже сейчас в России отмечается стагнация в потребительском секторе, при этом квартиры сметают как горячие пирожки. Предприниматели по всей стране жалуются, что спроса нет, и понятно, почему в ближайшее время лучше не станет.
Неэффективность строительной отрасли и банковской системы
Одно из самых частых возражений среди тех, что мне попадались, звучит следующим образом: «Цены на недвижимость не вырастут, потому что застройщики, получив дополнительную прибыль от ипотеки, станут вводить больше жилья». Разберу кратко, почему это не так.
Во-первых, недвижимость характеризуется совершенной неэластичностью предложения в коротком периоде. Поэтому при всём желании никто сразу увеличить строительство не сможет. Эффект от ипотечной стимуляции спроса проявится сразу, а предложение никак не успеет отреагировать. Так что цены в любом случае взлетят.
Во-вторых, в среднесрочной и долгосрочной перспективе возникнут мощные препятствия на пути снижения цены.
- Увеличатся рентные издержки (стоимость земли, административные издержки, коррупция). Застройщики попросту не получат весь прирост маржи, который образовался в результате роста цены. В лучшем случае — часть, а то и вовсе ничего, иначе бы не жаловались девелоперы постоянно на высокую себестоимость строительства. В итоге предложение не вырастет соразмерно росту цены.
- Появится слишком много заинтересованных лиц, которым невыгодно снижение цены. Помимо застройщиков, это банки, у которых в залогах жильё по завышенным ценникам. Если цена начнёт снижаться, а заёмщики не смогут платить, банки получат прямые убытки. Наконец, сами заёмщики. В итоге ценовую пирамиду будут поддерживать всеми правдами и неправдами до полного обрушения всей конструкции. Если бы строительство и банковская система были похожи на свободный конкурентный рынок, то да, цены бы выросли, но ненадолго. Но, увы, это не про нас.
Так что ипотека разогреет цены, а упасть им не дадут нерыночные силы, поэтому довод, что автоматически произойдёт коррекция, не несостоятелен. Конечно, рано или поздно цены упадут, да только это будет не снижение, а обвал в результате разрыва ипотечного пузыря.
Надеюсь, я посеял зерно сомнения, и многие задумаются, почему то, что мы читаем в СМИ, и реальность столь сильно расходятся. Ипотека, возможно, даёт отдельным людям возможность быстрее купить квартиру, но пользу для общества в целом не приносит. Возвращаясь к определению антиблага, мы увидим следующее.
- Ипотека обладает отрицательной полезностью, т.к. выгоды для отдельных заёмщиков перекрываются убытками для других потребителей.
- Рост кредитования приводит к долгосрочным негативным последствиям для экономики.
- Люди потребляют ипотеку не потому, что это им нравится или хочется, а т.к. надеются отбить проценты или боятся, что не успеют до повышения цены.