Найти тему

Потеряла сына, вернулась из лагерей.Жизнь Кати в Советской России

Фото автора. Сямозеро, Карелия
Фото автора. Сямозеро, Карелия
Дорогие друзья и гости моего канала, здравствуйте. Эта статья- продолжение рассказа-воспоминания моей бабушки о её подруге-финке. Ссылку на начало истории я прикреплю в конце статьи.
Фото автора, Сямозеро, Карелия
Фото автора, Сямозеро, Карелия

Лагерная жизнь протекала монотонно, трудно, всего было, и работы непосильные, и недоедания, но согревало или украшало их жизнь то, что до определенного периода разрешалось совместное проживание в одном лагере мужчин и женщин ( до 1944 года). Жизнь- везде жизнь. Живое тянется к живому, вот и Катя встретила свою любовь в лагере. Это был русский, хотя в лагере в основном были люди других национальностей, с фамилией явно нерусской, возможно предки его были немцами, т.к. в Ленинграде проживает много потомков тех немцев, которыми цари наши, особенно царицы, любили наводнять Петербург. Эти потомки забыть успели своих предков, но фамилии остались. Его фамилия была Нихвельд, звали Апполон. Человек очень эрудированный, умный, одаренный, до ареста своего работал в советском посольстве в Бразилии, уроженец Ленинграда, также неизвестно за что осуждённый на 10 лет. И как поётся в песне: « вершина любви- это чудо великое- дети», чудо свершилось в 1944 году, родился сын Жора, или Гога, как его звали родители. И опять, уже второй раз в жизни Кати, приказ по лагерю: мужчины отдельно, женщины отдельно, детей в детдом. Так у Кати разбилось трудное, выстраданное счастье. Шла война. Жить было всем трудно, в лагере ещё труднее. Приказ был выполнен. Детей отняли, увезли вверх по Печоре км за 200, дети конечно же оторванные от груди, слабые, умирали. Но Жора выжил.

Фото автора Сямозеро Карелия
Фото автора Сямозеро Карелия

В 1946 году Апполон, отсидев 10 лет, был выпущен на свободу. Он, добившись разрешения у начальства на свидание с Катей, уговорил её отдать ребенка ему. Апполон был полон надежд, уезжая в Ленинград, где жили его мать, сестра и другие родственники. В Ленинграде Апполона не прописали и он был вынужден с дитём идти искать себе убежище. Сначала он уехал в Маклаково Красноярского края, затем в Усть-Каменогорск в Казахстане. Болел, сказывались годы и несчастья всех последних лет. В Усть-Каменогорске его пригрела одна семья, он фактически умирал на улице, в семье были хозяйка, её дочь и старая женщина. Выходили они Апполона и Жору, да так он и остался у них, в примаках с сыном и переписку с Катей прекратил.

Фото автора, Сямозеро, Карелия
Фото автора, Сямозеро, Карелия

 Катя же, отсидев свои положенные 10 лет, была отправлена на выселку в Новосибирскую область, в деревню. В колхозе работала, шила людям. Время лечит и Катя повеселела. В 1956 году неожиданно пришло разрешение ехать куда хочешь, или свобода ,короче. Выдали паспорт и бумагу, что отсидела безвинно и муж Алтонен тоже. Первое, что Катя сделала – начала искать сына, но не нашла. Написала в Финляндию, узнала, что родители и сестра живы, живут в Лохья. Поскольку у Кати не было куда уехать из Новосибирской области, а там она оставаться не хотела, она поехала на место своего первого заключения в Инту, там оставалось много финнов, её знакомых и уже тоже к 1956 году свободных. Приехала в Инту. Там познакомилась с мужчиной на 14 лет моложе себя, Солман Тойво, он ей казался очень надёжным человеком. Большой, красивый, работал сварщиком. Решили соединить судьбы. Жили, поживали. Тойво ничего не знал о своих родителях, сам он был тоже арестован в 1944 году в Финляндии, куда попал в первые дни войны и уже к 1944 успел жениться на финке и родить дочь. После перемирия его разыскали и привезли в СССР, осудили на 10 лет за измену Родины. Катя вскоре получила вызов от родителей в Финляндию, начала готовиться в путь, тут в это время и нашлись родители Тойво. Престарелая чета работала в Шуйско-Виданском леспромхозе на валке леса, жили в деревне Падозеро, в Карелии. Когда Кате пришло разрешение ехать в Финляндию, они с Тойво решили, что он поедет к своим родным в Карелию, так и сделали.

Фото автора, Сямозеро, Карелия
Фото автора, Сямозеро, Карелия

В Финляндии Катя была 4 месяца, хотела там остаться навсегда, но мысль, что сын Жора в СССР не дала ей сделать этого, и уже успевшая привязанность к Тойво тоже. Из Финляндии Катя приехала прямо в Падозеро. Там им дали комнату в двухэтажном доме, напротив родителей, Тойво работал в гараже сварщиком. И тут нашелся Жора. Его разыскивали всё это время с 1947 года и только в 1958 году нашли. Апполон к этому времени умер. Жоре было 14 лет. Возраст переломный. Как не любила его приёмная мать, которая воспитывала с 2хлетнего возраста, все равно она решила отдать его родной матери. Радости Кати не было конца, но сыну-то она была совершенно чужая. Приёмная мать была ближе, он звал её мамой, любил. Жора несколько раз приезжал к Кате и уезжал обратно, пока в 1959 году мама Аня не привезла его сама уже в Эссойлу, куда Солман переехали. Осенью Жора стал плохо учиться, дерзить, там не родной хотя и считал родными, здесь родной, но чужой. Конечно подростку было трудно и ещё труднее с ним. Тойво с Катей жили до 1963 года, в августе Тойво ушел от Кати. То ли сказалась разница в возрасте, или то, что Тойво стал всё чаще и чаще причащаться к рюмке, или взрослый пасынок, вдруг ни с того, ни с сего объявившийся, но жить ему стало невмоготу. Ушел. Жора очень долго привыкал к своей родной матери, вел себя замкнуто, не хотел учиться. Хорошо, что Тойво ещё будучи в семье, сумел заинтересовать его работой на бирже леспромхоза. Жора часто, всё же часто менял место работы, гулял, пил. Успел даже жениться на красавице -медсестре, тоже старше его, не очень-то считающей Жору своим вечным избранником. Разошлись, благо детей не было. Опять уехал, колесил по Карелии, по стране, наконец осел в Петрозаводске, где снова женился, где родился сын. Всё в жизни у Жоры хорошо, и достаток, и любовь. Катя живет в Эссойле, ей 79 лет, силы с каждым днем тают. Сын, невестка и внук изредка навещают её, но этого мало, ей нужен теперь постоянный уход. Хорошо соседи, то скорую вызовут, то воды принесут. Так и заканчивает свои дни Катя Саарела. Память у нее очень хорошая и всё что с ней было она помнит. Если бы с ее слов написать книгу, да ещё связать с событиями страны Советов и Финляндии, то получился бы отличный роман.

20.11.1985, Инкери Тимукова

Фото автора, открытки, подаренные мне тётей Катей Солман
Фото автора, открытки, подаренные мне тётей Катей Солман

От себя могу добавить, что я очень хорошо помню эту грустную, худенькую старушку с печальными глазами. Она жила недалеко от нашего дома и бабушка часто отправляла меня к ней с поручениями: то хлеба принести, то ещё что.. Тётя Катя всегда меня приветливо встречала, угощала чаем с конфетами и.. просила посидеть с ней немного... Это сейчас я понимаю, как ей не хватало простого человеческого тепла и счастья... Светлая память...

Начало истории

https://dzen.ru/media/id/622fe05e9c6bf34b9b153af0/tetia-katia-babushkiny-vospominaniia-o-podruge-63ff819d697c0734e91747bd

Благодарю, что прочитали и оставили комментарий, все воспоминания моей бабушки можно посмотреть в одноимённой подборке на моём канале

Бабушкины воспоминания

Буду рада Вашей подписке и лайкам @🫖Аринкины посиделки🥞