Найти в Дзене

Как Катти поехала за хорошей жизнью в Советскую Россию

Дорогие друзья и гости моего канала, здравствуйте! В этой статье речь пойдёт о бабушкиной подруге -соседке, финке, о её непростой судьбе... Бабушка написала этот рассказ-воспоминание 20.11.1985. Тётя Катя Алтонен, в девичестве Саарела, родилась в Финляндии в 1906 в семье бедного служащего. Отец Нестор Саарела был активистом или вернее сказать сочувствующим рабочему движению сторонников революции в России, за что и терпел притеснения в смутные времена послереволюционного периода. Человек передовых взглядов, он и детей своих воспитал такими же. Мать -домохозяйка, в семье росли три девочки Керту, Катя и младшая девочка, которая умерла в трехлетнем возрасте. Семья была дружная, мать с отцом участвовали в самодеятельности при «народном доме», так раньше в Финляндии называли рабочие клубы. Ставили пьесы, это было похоже на теперешний наш народный театр. Выступления пользовались большим успехом у трудящихся. Семья Саарела жила в комнате при этом народном доме. Катя подросла, пошла работать уч
Фото автора. Сямозеро, Карелия
Фото автора. Сямозеро, Карелия
Дорогие друзья и гости моего канала, здравствуйте! В этой статье речь пойдёт о бабушкиной подруге -соседке, финке, о её непростой судьбе... Бабушка написала этот рассказ-воспоминание 20.11.1985.
Фото автора, Сямозеро, Карелия
Фото автора, Сямозеро, Карелия

Тётя Катя Алтонен, в девичестве Саарела, родилась в Финляндии в 1906 в семье бедного служащего. Отец Нестор Саарела был активистом или вернее сказать сочувствующим рабочему движению сторонников революции в России, за что и терпел притеснения в смутные времена послереволюционного периода. Человек передовых взглядов, он и детей своих воспитал такими же. Мать -домохозяйка, в семье росли три девочки Керту, Катя и младшая девочка, которая умерла в трехлетнем возрасте. Семья была дружная, мать с отцом участвовали в самодеятельности при «народном доме», так раньше в Финляндии называли рабочие клубы. Ставили пьесы, это было похоже на теперешний наш народный театр. Выступления пользовались большим успехом у трудящихся. Семья Саарела жила в комнате при этом народном доме.

Катя подросла, пошла работать ученицей портного, после портнихой, тоже любила участвовать в жизни театра, была физкультурницей, любила танцы и всё соответствующее молодости. Красивая, стройная, с серыми умными глазами она начала привлекать к себе взоры молодых людей и в возрасте 18 лет вышла замуж за красавца, бродягу без определенного места работы и жительства. Алтонен Урьё, 1900 года рождения, выше среднего роста, типичный финн, с очень неустойчивым характером и не знающим ответственности за семью и завтрашний день. Урьё любил кутнуть, выпить и не прочь был поволочиться за другими женщинами, и более того, не только волочиться. Вскоре у Катя родился сын Рейно. Но до рождения сына однажды Катя с матерью «застукали» своего неверного мужа и зятя у одной не особо лестного поведения женщины. После чего Катя заявила ему, что если ребенок умрет, то она не останется с ним, а уж если ребенок будет жить, то постарается жить с мужем, если конечно он впредь не будет подобного делать. Ох-хо-хо, чего ж не поверить, если хочется верить! А горбатого исправит могила, так говорят люди.

Фото автора, Сямозеро, Карелия
Фото автора, Сямозеро, Карелия

Поскольку Урьё был тоже из числа сочувствующих рабочему движению, то вскоре попал в «черный список», а это значит, получить работу, хотя бы какую-нибудь, и думать не надо было. К тому времени началось движение переселения в СССР (год 1929). Радиостанции с утра до ночи агитировали переезжать в Россию, где строится социализм и где ждут не дождутся рабочих рук, были обещаны и свобода и хлеб. Очень многие молодые финны семьями перебегали, переплывали границу, несли на себе детей и нехитрый скарб, но никто не переходил границу без надлежащего профессии инструмента! Вот и Катя с Урьё несли на руках сына и инструмент плотника до Финского залива, оттуда на моторке их перевез финн, который за определенную плату возил всех желающих эмигрировать через залив. На берегу, куда он их привёз, а было это где-то в районе Гатчины Ленинградской области, они уже не были одни и встречали их милиционеры. До транспорта надо было идти пешком через земли Ингерманландии. Земля эта заселена исконно финского происхождения народом, которая сохранила обычаи , нравы, язык и культуру Финляндии, хотя не без влияния русского большинства. Жили эти финны в сельской местности, занимались земледелием, отличались особым трудолюбием, набожностью, любовью к своим землям и к всему, что считали своим. Финны по пути следования эмигрантов кричали им вслед: «Куда вы идёте, вернитесь пока не поздно!» Однако люди шли дальше гуськом по тропке, неся детей и добро, впереди и сзади сопровождаемые милиционерами. В Ленинграде их поселили в какой-то клуб, где было уже много финнов семьями, большинство молодые семьи с маленькими детьми. Среди всех особо отличалась женщина средних лет, которая эмигрировала с 4 взрослыми сыновьями. Тут же в Ленинграде началась сортировка, кого куда распределить. Финнов, которые имели навыки строителя, сразу же отправляли на Свирьстрой, но многих тут же арестовывали, в том числе ту женщину, которая привезла 4 сыновей. Очевидцы рассказывали, что она очень бесновалась в камере, стучала, кричала «Я вам 4 сыновей привезла, социализм строить, а вы меня за решетку!»

Фото автора, Сямозеро, Карелия
Фото автора, Сямозеро, Карелия

Катя с Урьё и с маленьким Рейно поехали на Свирьстрой, это был 1932 год. Начали строить вторую очередь гидроэлектростанции. С кормёшкой было плохо, условия жизни того хуже, голод, холод. Начали умирать дети. Тут-то и умер сын Рейно, из-за которого Катя решилась жить с мужем после разоблачения его измены, из-за него переехала в Россию вслед за мужем. Отношения между ними были совершенно испорчены и как говорит Катя, сразу же разлюбила мужа в тот день как увидела его на чердаке в Финляндии с другой женщиной. Но сознание того, что они в чужой стране только два близких человека, держало их вместе, вместе делили тяготы жизни.

В 1937 году по причине непонятной людям тогда, да никому и сейчас, по соображениям госбезопасности, эмигрантов стали этапом высылать по стране, не всех, а помаленьку. Так Алтонены попали в Каменно-Уральск. Урьё работал шофером, Катя портнихой, там у них родился сын Рейё. На сетования жены, что зачем дитё, когда поговаривают, что будут арестовывать всех финнов, Алтонен ответил: «Уж одного то сына я сохраню хоть подмышкой!» Не сохранил. Сначала арестовали мужа, затем заставили сдать ребенка в детдом, сдать добровольно. Сын, когда увозили его в детдом на машине с другими такими же несчастными, разделенными с матерями, детьми, кричал:"Приезжай, мама!» Мама не приехала, так как совсем скоро и её арестовали вместе с другими женщинами, у которых были дети с собой, были даже грудные. Женщин погрузили в вагоны и повезли в неизвестном направлении. Это был Челябинск. Поезд остановился, по вагонам стали ходить мужчины, отбирать детей у женщин, те кричали, дети плакали, матери хватались за детей, их оттягивали. Порой мать судорожно цеплялась за грудного ребенка, тянула к себе, а его отрывали от нее в другую сторону. Матери падали в обморок. Чьё сердце не дрогнет от такой картины? Где гуманность, где справедливость? Где наконец ИДЕАЛ? Детей погрузили в вагон, который стоял параллельно и увезли. Женщин повезли в Инту Коми АССР. Там был суд, если это можно так назвать. А было это так. Три человека сидели за столом, вызывалась женщина, ей читали обвинительное заключение, и велели подписаться, если кто не подписывал, вызывали еще и еще. Измученные, ничего не понимающие по-русски женщины подписывали всё что им подадут, надеясь, что все мучения кончатся и их наконец сведут с мужьями. Но зря. Так своих мужей они уже не видели, никто. Участь мужчин неизвестна, только в 1956 году пришла бумага, что реабилитированы посмертно. Ходили слухи, что их погрузили на баржу и повезли на какой-то остров Баренцева моря и по пути утопили 2000 мужчин. Буксир отвязали, а баржу обстреляли. Правда это или нет, но слухи были. О судьбе Алтонен Катя тоже не знает, хотя бумагу о реабилитации получила как все.

Фото автора, Сямозеро, Карелия
Фото автора, Сямозеро, Карелия

После суда, Кате присудили 10 лет, она была отправлена в лагерь там же в Коми АССР. Это был огромный лагерь, загороженный колючей проволокой, где содержались мужчины и женщины, работали в совхозе, валили лес. В лагере с Катей вместе сидели замечательные люди, среди них Ян Берзинь, жена Куусинена Айно, много коммунистов, настоящих борцов за рабочее дело, интернационалистов, даже в лагере, после всего, не изменивших своим идеям, конечно ошарашенные происходящим, но не потерявшим веру, что всё пройдет и восторжествует то, за что они боролись и во что верили. Катя в лагере научилась понимать, говорить и читать по русски и как она теперь шутит: « Все университеты прошла в лагере». Очень много ей дала встреча с такими людьми. По истечению стольких лет, она с теплотой и с удивительным восхищением говорит о них.

Продолжение следует...

Благодарю, что прочитали! Все воспоминания моей бабушки можно посмотреть в одноимённой подборке на моём канале.

Бабушкины воспоминания

Буду рада Вашей подписке и лайкам @🫖Аринкины посиделки🥞