Мало кто знает, но первая советская «космическая опера» вышла из-под пера совершенно неизвестного сегодня писателя-фантаста Николая Ивановича Муханова в 1924 году. Она была опубликована в СССР только дважды, но затем этот жанр в советской фантастике находился под спудом до самой «хрущевской оттепели». Однако этот эпохальный роман в 1929 году был опубликован отдельным изданием в Италии, а затем в антологии классической фантастики в 1954-м, и тоже в Италии. Переиздания романа в нашей стране пошли только начиная с 1999 года, зато ассортимент издательств был довольно широкий.
Я уже писал о том, что волею случая, или волею судеб, практически в одном и том же сезоне 1942 года, по одной и той же причине в городе Ленинграде умерли сразу трое зачинателей советской фантастики – Александр Беляев, Николай Муханов и Владимир Орловский.
Правда, только один Беляев был профессиональным писателем, а Муханов и Орловский в основном занимались искусством и наукой соответственно. Но зато они написали в свое время очень знаковые для советской фантастики произведения. О Владимире Орловском я уже написал публикацию (ссылка – ниже), об Александре Беляеве пишу постоянно, а вот теперь пришла очередь и Николая Муханова.
Николай Иванович Муханов (1882-1942 гг.) – российский, а потом советский театральный деятель и публицист, в основном по линии советской культуры и просвещения. Кроме того он и поэт, написал множество стихов, правда, далеко не все они были опубликованы. Также этот несостоявшийся гений написал мемуары, в основном о своей театральной деятельности до революции, но и они вышли далеко не в полном объеме.
После революции Н. Муханов работал главным режиссером в самых разных советских театрах, но ни одного крупного среди них не было, скорее всего, это были театры самодеятельные под эгидой набиравшего тогда всенародную популярность Пролеткульта. За его плечами был единственный известный сборник стихов «Химеры», изданный в 1918-м, а также несколько поэтических публикаций и одна просветительская статья.
В 1937 году в Москве вышел сборник разных авторов, посвященный истории театра, и в нем появилось несколько отрывков из так и не опубликованных мемуаров Н. И. Муханова о его театральной деятельности. А умер Муханов в апреле 1942 года в окруженном немцами и финнами Ленинграде. Как видно, он просто не пережил первую блокадную зиму, а было ему на тот момент всего 60 лет – не самый старый возраст, особенно для театрального деятеля и писателя.
А что же создал Н. И. Муханов в фантастике?
По сути, только три фантастических рассказа и один роман. Но что это был за роман! Это была настоящая фантастическая феерия техногенного характера, позже такие эпопеи назвали «космическими операми». Вот Николай Муханов, театрал по профессии и поэт по призванию, такую оперу и сочинил. И называется она «Пылающие бездны». Роман был дважды издан в 1924 году – в ленинградском журнале «Мир приключений», и сразу же, в том же году – отдельным изданием в ленинградском «Изд-ве П. П. Сойкина».
Потом, в 1929-м, этот роман был переведен на итальянский язык и вышел отдельной книгой под названием «Abissi ardenti» («Пылающая бездна»). В 1954-м в той же Италии роман вышел в антологии фантастики «Super Fantascienza», но уже под названием «IL Signore dei mondi» («Владыка миров»). В СССР после 1924 года он больше не выходил, хотя есть какие-то свидетельства, что книга была переиздана в 1927-м году. Правда, никаких следов этого переиздания я не нашел, кроме информации о том, что количество страниц было уменьшенным – 112 против 144 в издании 1924 года.
После 1991 года роман появился в нескольких антологиях, авторских сборниках и отдельных изданиях еще 6 раз, правда, суммарный тираж всех этих изданий не превысил 7 тысяч экземпляров. Но и первое советское издание не блистало тиражом – в 1924 году было выпущено всего 3000 экземпляров книги. Более-менее заметным тиражом выходил каждый из трех номеров журнала «Мир приключений» с этим романом - 25 тысяч экземпляров.
Тиражи итальянских изданий точно неизвестны, но в первом случае вряд ли гонорар автора зависел от тиража, а во втором – не зависел вообще, потому что этот гонорар просто некому было бы вручать, тем более что никаких издательских соглашений между СССР и Западом практически не было.
Итак, что же за произведение написал бывший советский театральный деятель, исключительно с которым связывается его имя?
Это чисто фантастическое произведение, действие которого разворачивается в далеком будущем – в XXV веке. В своей «космической опере» автор изобразил два технологически развитых общества – земное и марсианское, и эти два мира вступили между собой в кровавую схватку в Космосе, стараясь друг друга завоевать, причем ресурсы обеих цивилизаций поистине безграничны, потому что сражения ведутся флотами чуть ли не в миллионы кораблей. При этом и земляне, и марсиане очень похожи друг на друга, как будто все они исходят от одного корня, хотя земная цивилизация насчитывает только 60 тысяч лет, а марсианская – в 10 с лишним раз больше – 650 тысяч.
Причина вражды прозаическая – земляне и марсиане не поделили между собой пояс астероидов, богатый какими-то ценными полезными ископаемыми. В результате начинается война космических масштабов, при этом стороны наносят по планетам и инопланетным базам друг друга чувствительные удары, сопровождающиеся многочисленными, подчас глобальными жертвами.
В результате земляне побеждают, и Марс сдается, но противостояние на этом не заканчивается, так как на Марсе действуют террористы, не согласные с поражением. Кроме того, в этот момент в Солнечную систему залетает комета, которая грозит катастрофой обеим цивилизациям. Правда, земные ученые, объединив свои знания с учеными марсианскими, сумели отклонить комету и избежать ее столкновения с Марсом.
В принципе, роман заканчивается хэппи-эндом, несмотря на печальные для читателя потери в главных героях повествования. Но хороший роман, как правило, без таких потерь не обходится, а роман «Пылающие бездны» и на самом деле хороший, причем там проводится не только фантастическая линия, но и лирическая, например, о любовной романтике между землянами и марсианками, и наоборот. Впрочем, земляне и марсиане настолько друг с другом схожи, что межпланетные браки в романе совершенно не редкость. Так, жена командующего военным космическим флотом Земли была марсианкой, мало того – шпионкой, действовавшей против землян.
Но я не хочу пересказывать сюжет романа даже в кратком виде, моя задача – более простая. Я хочу привлечь к этому произведению внимание, потому что, как оказалось, о нем совершенно не наслышаны многие любители фантастики. И это странно, потому что текст романа публикуется на многих сайтах, причем даже с иллюстрациями.
Кстати, насчет иллюстраций. Для обоих изданий – и журнального, и книжного, рисунки были созданы неким Михаилом Яковлевичем Мизернюком, который обрисовывал советскую фантастику и приключения 20-30-х годов, в основном ту, которая публиковалась в журнале «Мир приключений». В книжном варианте имеется 28 иллюстраций, включая обложку и виньетки (это особо указывается прямо на обложке книги).
А вот в журнальном варианте на две иллюстрации больше, потому что все три номера «Мира приключений» на обложке содержали цветные иллюстрации, которые в книгу не вошли. Иллюстрация на обложке журнала №3 и книги совпадает, различие только в цветовом решении.
В своей публикации я приведу оба варианта иллюстраций – и журнальные, и книжные, хоть они практически одинаковые. Но мне принципиально важно разделить их, потому что мне эти иллюстрации удалось собрать из Интернета в разном качестве, а качество очень влияет на восприятие, тем более что варианты рисунков, вошедших в первое книжное издание, мне довелось собирать из совершенно разных источников.
В заключение хочу еще сказать, что в итальянских изданиях романа «Пылающие бездны» внутренних иллюстраций не было, не было их и в пяти постсоветских изданиях, кроме самого последнего, 2019 года, но это были просто скопированные оригинальные иллюстрации М. Мизернюка.
Также перу Николая Ивановича Муханова принадлежат и три фантастических рассказа:
1). «Сад принцессы Ангамитры» (индийская легенда). Вошел в альманах «Литераторы и художники – воинам». Книга была издана в Риге в 1915 году. В той же антологии вышло и его стихотворение «Ночная атака».
2). «Атавистические уклоны Бусса», фантастический рассказ. Опубликован в 1927 году в журнале «Мир приключений» (Ленинград), № 5.
3). «Слоноводство», гротескный рассказ. Опубликован в 1927 году в журнале «Мир приключений» (Ленинград), № 11.
Кроме этих четырех произведений никакой фантастики Николай Иванович Муханов больше не написал.
МОЖЕТ БЫТЬ, ВАМ ПОНРАВЯТСЯ И ЭТИ ПУБЛИКАЦИИ:
Хорошо подзабытые фантастические романы и повести советских авторов 1920-х годов