Найти тему

«Мишка на пасеке»: как офицер на пенсии открывает глэмпинги на Чукотке и в Калининграде

Максим Крупеня — пенсионер. После ухода с работы в 2020 году он испытывал «желание сделать что-то ещё в своей жизни». И уже в 2021 году Крупеня открыл свой первый бизнес — сезонный глэмпинг на Чукотке. Место было выбрано не случайно: с 2016 по 2020 год он служил в Чукотском районе. Здесь он видел, как прибывшие на Чукотку туристы мучаются в поисках жилья и сервиса. Максим заинтересовался туристическим бизнесом и даже прошёл курс по туризму в Российском государственном университете туризма и сервиса.

Из личного архива Максима Крупени
Из личного архива Максима Крупени

Недалеко от знаменитых Лоринских ключей, в 26 км от села Лаврентия, Крупеня открыл самую северо-восточную глэмпинг-базу России «Умка». Формат глэмпов подразумевает более комфортный по сравнению с кемпингами отдых на природе: жилище с кроватью вместо палатки со спальным мешком, полноценные туалет и душевая, вкусная еда.

Из личного архива Максима Крупени
Из личного архива Максима Крупени

В открытие глэмпинга предприниматель вложил 6 млн рублей, из которых только 500 тысяч – собственные сбережения. Большую часть (5 млн рублей) дала в займ под 5,5% годовых Микрокредитная компания Чукотского автономного округа. Еще 500 тысяч – грант от окружного департамента финансов, экономики и имущественных отношений. Деньги пошли на покупку шести геокуполов и оборудования. Землю бывший военный получил бесплатно по программе «Дальневосточный гектар», о которой мы писали в прошлом выпуске.

Почему в качестве жилья выбрали геокупол? Причин несколько. Геокуполы можно быстро (в течение семи часов) собрать, они делаются из долговечного материала, имеют современный дизайн, их можно топить круглый год благодаря печке (в отличие от, например, сафари-тента).

Из личного архива Максима Крупени
Из личного архива Максима Крупени

Из шести геокуполов пять предназначались для размещения гостей (по четыре человека в куполе). В шестом геокуполе находилась лаунж-зона с кафе-столовой, и зоной отдыха. Произвела геокуполы российская компания «Алтай-Тент».

Климат на Чукотке суровый, а туристический сезон – короткий. Крупеня принимает туристов только с 1 июля по 30 сентября. В это время он прилетает на Чукотку, чтобы подготовить все к приезду гостей. Всего за сезон могут отдохнуть 10 туристических групп.

Цену на такой отдых предприниматель не разглашает. Но, по его словам, больше всего на нее влияет трудная логистика и короткая навигация. Отдых на Чукотке он называет эксклюзивным.

Из личного архива Максима Крупени
Из личного архива Максима Крупени

В 2022 году сезон прошел не очень удачно – из-за особо суровых природных условий. Заполняемость глэмпинга составила не более 30%. Повезло с тем, что в «Умке» разместились гости фестиваля «Берингов пролив». Это позволило получить предоплату, дозакупить необходимое оснащение и продержаться в плановых выплатах, признается Крупеня. По его словам, туристам в «Умке» понравилось. С поиском постояльцев помогал Департамент культуры и туризма и центр “Мой бизнес” на Чукотке, проект также поддерживает правительство округа.

Добиться поддержки было несложно, потому что на Чукотке принято помогать друг-другу.

Правительства РФ. Деньги выдали на 7 лет под 2% годовых с отсрочкой платежа по основному долгу на три года. Но он надеется вернуть займ до истечения семи лет.

Глэмпинг будет расположен на берегу озера в селе Малое Путятино в полутора часах езды от Калининграда. Крупеня уже приобрел два прилегающих земельных участка площадью 4,5 га и 2 га.

Туристам, по его словам, интересно не только «поваляться и походить». Поэтому помимо возведения геокуполов, предприниматель намерен разбить здесь плодово-ягодный сад, оборудовать пасеку: гости смогут собрать урожай и забрать его себе домой, а еще тут будут варить морсы и другие напитки на продажу. «Занимаясь туризмом, я понял, что без приставки “агро” в этом деле не обойтись», – рассказывает он. Людям нужно давать возможность приблизиться к природе и сельскому хозяйству.

Вы не поверите, но некоторая молодежь не знает, как растет картошка.

Помимо сельского и гастрономического туризма, гостям предложат некоторые процедуры оздоровления. Максим просит пока их не озвучивать: «Вот запущу объект, тогда похвастаюсь». Для оборудования пасеки на участке Крупеня специально отучился на курсах по пчеловодству.

Сейчас предприниматель активно готовится к обустройству объекта, чтобы успеть к началу туристического сезона: закупает пчел, геокуполы, мини-трактор и другой грузовой транспорт, оборудует прудовую зоны, заказал 3D-визуализацию территории.

За раз глэмпинг сможет принять до 30 человек. После начала операционной деятельности большая часть расходов выручки пойдет на оплату труда (42%), покупку продуктов (17%) и инвентаря (14%).

Останавливаться на двух глэмпингах Крупеня не планирует. Он говорит, что видит интерес к внутреннему туризму и готов «развивать локации нашей красивой, прекрасной России» с учетом природных, сельскохозяйственных и гастрономических особенностей регионов. По его словам, предприниматели из других частей России уже выразили желание примкнуть к этому проекту. В планах у Крупени – создать свой федеральный бренд глэмпингов, который будет присутствовать в большинстве туристических регионах страны.

Заказать тур в глэмпинг можно на платформе Своё за городом ссылке.