Если бы наша цивилизация зависела от женщин, мы бы до сих пор жили в пещерах и все изобретения кончились бы открытием огня для домашних нужд. Все, чего они требуют от пещеры, кроме самого крова, – это чтобы она была чуть пороскошнее, чем у жены соседа; а своим детям желают лишь безмятежной жизни в такой же пещере, в какой выросли сами.
Так утверждал Марк Туллий Цицерон в романе "Мартовские иды". Но Цицерон, разумеется, был не прав. Ибо "пещера чуть просторнее, чем у жены соседа" - это, знаете ли, дорога, которая может далеко завести - вплоть до полета в космос. Да что там - мужчины, наверно, и на дно Марианской впадины готовы нырнуть, лишь бы не слушать про "а вот у соседей пещера с евроремонтом... "
Для иллюстрации неправоты Цицерона могу рассказать историю о том, как жена османского визиря способствовала техническому прогрессу.
Жена Великого визиря Мехмета Соколлу, как известно, была дочерью султана СелимаII. А значит, имела полное право капризничать в стиле - принеси, муженек, то, не знаю что.
Вернее, она знала. Султанша знала, чего хочет. Видеть себя во всем великолепии - вот чего желала султанская душенька. А для этого нужно было зеркало в полный рост.
Но не забываем, что на дворе стоял 16й век, где с зеркалами в принципе была напряженка, не говоря уже о зеркалах огромного размера. Их просто не существовало.
Озадачив мужа своими несбыточными пожеланиями, довольная султанша укатила во дворец брата-султана - интриговать и сплетничать.
Покорный капризам высокопоставленной жены, Соколлу, как в сказке, позвал на помощь... нет, не Ивана-дурака. Соколлу позвал венецианского посла, так как именно Венеция в тот момент делала лучшие зеркала в мире. Зеркало 136 см на 68 см - таков был заказ визиря.
В Венеции не смогли найти готовое подобное зеркало, и Синьория, решив взять вопрос ублажения визирской жены в свои руки, объявила тендер на изготовление подарка для султанши.
Правда они объявили еще бОльшие размеры - 136х102. Чтобы совсем уж поразить капризную турецкую мадам.
Но никто из мастеров не сделал подобного предложения. По крайней мере с покрытием из стекла... Однако один претендент предложил сделать аналогичное по качеству зеркало из полированной стали.
Сказано - сделано.
Правда цена, запрошенная мастером, оказалась для Синьории чересчур экстравагантной - 3000 дукатов (по нашим расчетам это примерно 45 млн руб). От сделки решено было отказаться.
Тем временем крупнейший торговец люксовым стеклом из Мурано, Пьетро Балларин, вызвался произвести НИОКР, и таки сделать искомое зеркало из стекла - но для этого попросил от правительства беспроцентную ссуду.
Пока Балларин осваивал кредиты, секрет изготовления больших зеркал был раскрыт совсем другими мастерами - которые презентовали искомое зеркало, и заодно запросили у Правительства Венеции патент на изготовление зеркал больших размеров. На 30 лет между прочим.
Султанша получила свое зеркало. Правда прошло шесть лет - так как попросила она его в 1585, а получила в 1591м. Но терпение не помешает тем, кто требует "луну с неба".
Венецианские торговцы тем временем чувствовали себя прекрасно. Не только султанши любили большие зеркала, все дамы Европы имели такую слабость. А венецианцы, сумевшие исполнить женский каприз, на долгие десятилетия стали на рынке монополистами.
По крайней мере пока Людовик 14 не украл их секрет.