Найти тему

Как через восприятие реальности обществом развиваются цивилизации от хаоса через веру, науку к человечности и почему могут угасать

Оглавление
Как понять калейдоскоп бесконечных и как бы «случайных» проявлений цивилизации
Как понять калейдоскоп бесконечных и как бы «случайных» проявлений цивилизации

Все, что является каким-то образом появляющимся из небытия, развивающимся и уходящим со сцены жизни, легко поддается пониманию в пентадной логике развития.
Меня часто просят показать практические примеры её использования.

Описание краткое.
Кому будет интересно и не очень понятно, почему именно так и на каких логических принципах всё это рассматривается, можно будет обсудить в комментариях. Приветствую любую критику. Ссылку на подборку статей по пентадной логике развития дам в конце статьи.

Универсальное развитие цивилизации в контексте доверия-веры и уровня развития человека в социуме идет по основным стабильным пяти этапам с периодами резких изменений между ними как переходными процессами (развитие отдельного человека с рождения описывается аналогично).
Переходные процессы всегда начинаются среди отдельных более понимающих членов общества, а затем их идеями и деяниями массово «захватывается» основная часть населения.

1. ХАОС — выживание во внешнем мире

Это уровень непрерывного выживания (не до объяснений), биологическое асоциальное существование, о цивилизации как таковой говорить пока не приходится. Но именно в такой «каше» они и зарождаются (аналогии для отдельного человека — младенец, «маугли», бомж).

Переходный процесс к следующему этапу: начало формирования стай, племен, семей — для повышения вероятности выживания каждого в группе.

Появляется необходимость обучения и прямой передачи жизненного опыта следующим поколениям как аналога будущего общественного образования-воспитания.

И это порождает необходимость каких-то объяснений, что происходит в мире в течение жизни человека.
Почему каждый день солнце восходит и заходит?.. и куда прячется?
Почему бывают разные природные катаклизмы, воздействующие на жизнь? И можно ли к ним как-то готовиться?..
Почему человек умирает?..

Здесь и зарождается религиозное мышление в попытке предоставить членам общества картину мира необъятной окружающей реальности хоть в какой-то связности и полноте.

2. ВЕРА (в высшие силы), религии — объяснение мира

Это уже этап сформировавшегося сконцентрированного общества с появлением новых многочисленных функциональных обязанностей внутри него и разделением их между всеми его членами. И этим нужно управлять и воспитывать молодое поколение.

За счет высвобождения времени, уходившего на выживание на первом этапе, появляются возможности и ресурсы попытаться понять, что же в этом грозном и непредсказуемом мире происходит и нередко повторяется без участия человека — кто-то могущественный решает многое за нас, а человек только описывает это в метафорических формах.

Так происходит мощное развитие и распространение разных верований, религий как способа описания происхождения окружающего мира для управления обществом и воспитания, образование практически не нужно — все осваивается на простейшем ежедневном жизненном опыте (как отдельный человек — воспитываемый родителями и социумом ребенок).

Переходный процесс: при столкновении человека с некоторыми жизненными феноменами, не вписывающимися в религиозную доктрину, появляются подозрения, что в описании этой картины мира что-то «не так»...

Плюс хотя бы количественное развитие материального производства для нужд постоянно увеличивающегося населения — «одними религиозными чудесами с хлебами народ не прокормишь».
Это заставляет общество вычислять, сопоставлять, предвидеть, планировать и т.п.
То есть брать на себя некоторые функции «могущественного бога», действовать вместо него, а заодно и разбираться, где правда, а где придумки из прошлого.

Это автоматически вызывает формирование некоторых областей наук и необходимость внедрения образования.
Здесь появляется
научное мышление или атеистическое.

3. НАУКА — действия по изменению внешнего мира

Измерить, вычислить, предвидеть, планировать, доказать и подтвердить это многократно хотя бы в экспериментах и т.п., воплотить свои достижения в конкретных материальных результатах.

В основном происходят манипуляции с использованием не всегда бесконечных ресурсов внешнего мира для материального производства и с человеком как с упрощенным физически-химическим объектом для восстановления его иногда утрачиваемой трудоспособности (как отдельный человек — взрослый, работник, ученый, предприниматель и т.п.).

Как следствие бурного развития науки — массовое производство самим населением материальных благ для непрерывного якобы улучшения своей жизни. Начинается гонка неуёмного внешнего потребления все новых открывающихся возможностей потратить жизненные ресурсы свои и окружающего мира.

Образование необходимо по минимуму для выполнения каждым своих функций в мировом распределении труда.

Переходный процесс: некоторые члены общества начинают догадываться, что достигнутые грандиозные успехи науки, медицины, образования, воспитания, развитой пищевой промышленности жизненного счастья не прибавляют, а ведут цивилизацию в тупик и даже к её возможному уничтожению, в том числе и к загрязнению и исчезновению биосферы Земли.

Здесь зарождается наконец собственно человеческое мышление — начать глубоко и по максимуму изучать и понимать себя.

4. ОСОЗНАННОСТЬ — исследование внутреннего мира

Этап экологичного и адекватного развития собственно самого человека, каждого, его способностей от рождения и следовательно всего социума в его возможно лучших проявлениях. В том числе и по отношению к своему дому — Земле.

Гонка за потреблением многих ненужных внешних благ и услуг исчезает. Осваивается потребность в жизненно необходимом. В приоритете культура, экологичное образование, человечные отношения любви и заботы (как отдельный человек — личность; мудрец; Человек с большой буквы; каждый как новый мир).

На этом этапе происходит и массовое развитие экстрасенсорики, естественных магических способностей человека, про которые в религиях упоминают как о «чудесах пророков».

Такое стабильное развитие может идти долго, пока...

Возможные переходные процессы: либо что-то начнет резко меняться в реальности материально-энергетического мира нашего космического дома Земли-Солнца.

Либо полная свобода в самореализации и резкое расширение возможностей проявления способностей может кому-то в социуме «случайно снести крышу» в плане тайного намерения «создать свой мир» и управлять им по своему произволу. Свой мир законов и принципов жизни превыше всего.

Как эксклюзивный вариант может быть и нашествие более могущественных космических «пришельцев» со своими законами )))

5. ПРИНЦИПЫ — создание новых границ мира

Человек или отдельные группы-сообщества уже сами могут начать порождать свои картины мира в соответствии со своими освоенными возможностями и подходящими событиями.

Жизнь и культура (возможно и пространственно локально) начинают регламентироваться ригидными ограничивающими правилами, традициями, тенденциями к застою (как отдельный человек — непререкаемый Родитель; «освященный» Правитель страны, мира; идеал, «икона» общества).

Дальнейший переходной процесс: «незыблемые и священные» принципы жизни начинают явно конфликтовать с изменяющейся реальностью.
И люди начинают эти принципы якобы «забывать», избегать, пренебрегать, корректировать, мифологизировать.

И мир-социум может опять рухнуть в долгий ХАОС потери научных и технологических достижений, культуры, знаний, образования, искажений фактов прошлого.

Возможна передача памяти поколений уже как бы в мифах.

Это может стать новым источником следующей цивилизации.

P.S. Глобально сейчас мир находится на переходе в ОСОЗНАННОСТЬ.
Но в разных локальных пространствах существования социума могут присутствовать все описанные выше уровни.
Как есть сейчас еще и дикие племена на уровне не выше ВЕРЫ, так есть и сообщества-группы-личности, уже давно находящиеся на уровне ОСОЗНАННОСТИ.
А некоторые части мира уже проживают на стадии ПРИНЦИПОВ и обрушение их «цивилизации» неизбежно.

P.S.S. Отдельный человек в разных сферах своей жизни одномоментно может находиться на всех описанных уровнях.
В его голове, в его антимире — мире интерпретаций — незаметно от него самого легко сочетаются и хаос, и вера, и наука, и осознанность, и принципы.
Если попробуете внимательно приглядеться к себе, то легко это обнаружите ))

Подробнее о пентадной логике развития смотрите подборку статей «Чему не учат в школе»