Найти тему

Как научить ребенка рисовать, чтобы он не возненавидел это занятие

Оглавление

Источник фото https://www.pexels.com/ru-ru/
Источник фото https://www.pexels.com/ru-ru/

Дети живут в мире фантазий и мыслят образами, поэтому рисование для них – естественный способ показать нам, взрослым, свою вымышленную вселенную. У них нет страха чистого листа, они не задумываются над тем, как рисовать правильно. Но многим родителям хочется скорее увидеть вместо каляк шедевр в нашем взрослом понимании, поэтому сейчас так много студий, кружков, школ и прочих «рисовашек», прием в которые начинается чуть ли не с грудного возраста. Сегодня в статье мы расскажем, как и в каком возрасте надо приобщать ребенка к рисованию и, самое главное, как не отбить у него охоту этим заниматься. А если хотите научиться делать это профессионально – приглашаем в нашу Академию на курс «Учитель ИЗО»!

Рисование как самовыражение

Источник фото https://www.pexels.com/ru-ru/
Источник фото https://www.pexels.com/ru-ru/

Рисование – один из способов выразить свое Я и познать окружающее. Это – ощущение мира, красоты, состояния. И если взрослый может долго думать, что нарисовать, то ребенок просто берет карандаши, кисточки, мелки и рисует. Часто ему даже не столь важен результат, он концентрируется на процессе. Многие дети рисуют целые истории, а изображение – их волшебный мир, который помогает осмыслить реальность. Здесь важно понимать, что рисование для ребенка – это самовыражение, а карандаши, фломастеры, кисточки, краски – это ремесленные инструменты, которые лишь помогают реализовать мысли и образы на бумаге (картоне, холсте, обоях…). Поэтому не надо стремиться принудить малыша овладеть в совершенстве этим инструментом, укротить фантазию и вмещаться в строгие рамки заданий, особенно в раннем возрасте. Состояние в процессе и в моменте – это главное.

Сохранить отсутствие страха чистого листа

Источник фото https://www.pexels.com/ru-ru/
Источник фото https://www.pexels.com/ru-ru/

Умение не бояться браться за новые проекты и задачи полезно по жизни, но взрослые часто его утрачивают. Дети же от природы любознательны, им интересно познавать мир, страх белого листа у них отсутствует. Родителям и педагогам важно сохранить это отношение к творчеству как к увлекательному процессу.

Страх чистого листа возникает у школьников и взрослых в первую очередь из-за дефицита идей и непонимания с чего начать. Поэтому на первых порах важно не ставить юному художнику никаких границ и правил, и тем более не давать четких заданий из серии «А сейчас мы рисуем рыжую лисичку в лесу». Еще одно правило – не давать оценочных суждений получившемуся рисунку и, тем более, не критиковать («Почему у тебя красная лисичка, а не рыжая», «Почему у нее хвост как у кошки», «Таких больших цветочков не бывает» и т. д.). Дайте ребенку максимальную свободу как в проявлении фантазии, так и в выборе материалов для творчества.

Не учить рисовать «красиво»

Источник фото https://www.pexels.com/ru-ru/
Источник фото https://www.pexels.com/ru-ru/

Когда дети начинают рисовать впервые, они все делают это по-разному. Кто-то сразу погружается в творчество, залезает в краски руками, ногами и носом, а кто-то смотрит на них с недоверием и опасением. Одни дети мажутся с удовольствием, другие, наоборот, брезгливы и не хотят пачкаться. Родители и педагог ни в коем случае не должны заставлять малыша что-то делать или наоборот, ругать его и отбирать предметы творчества.

Иногда взрослые хотят, чтобы ребенок научился рисовать «красиво». Но у каждого понимание красоты свое: кто-то считает, что «красиво» – это реализм фотографий, кто-то в восторге от сложных цветов и мазков импрессионистов, а кто-то видит глубину и совершенство в «Черном квадрате». Но дети рисуют соответственно возрасту и своему мироощущению. Одни изображают конкретный предмет или сюжет, другие довольны получившейся абстракцией, третьи – рисуют вроде бы абстракцию, но видят в ней что-то конкретное. Нужно понимать ребенка и чувствовать, что для него важно именно сейчас.

Не сравнивать

Источник фото https://www.pexels.com/ru-ru/
Источник фото https://www.pexels.com/ru-ru/

Сравнение с кем-то, кто лучше тебя – в принципе плохой воспитательный метод. Сравнивать рисунок ребенка с образцом, который заведомо лучше, – отличный способ убить в нем всю мотивацию. Особенно это касается детей, которые чувствительно воспринимают критику (а в данном случае сравнение – это именно критика), расстраиваются, что у них получилось хуже, чем у другого (даже если другой – это Рафаэль). В следующий раз такой ребенок может вообще отказаться рисовать, потому что какой смысл играть в игру, в которой ты не можешь выиграть?

Но как показать ребенку разнообразие изобразительных вариантов? Все просто: рассказывать не как «надо» рисовать, допустим, снег, а как это можно сделать: этот художник увидел снег вот так, этот – вот эдак, а этот – вообще по-другому. Можно вдохновиться одним из этих двадцати способов, а можно придумать свое и рисовать так, как видишь ты. Правильного и «красивого» варианта просто нет.

Не заставлять рисовать

Источник фото https://www.pexels.com/ru-ru/
Источник фото https://www.pexels.com/ru-ru/

Наверно, практически все дети на определенном этапе рисуют. Иногда их творчество родители принимают за врожденный талант, начинают водить в студию, а через какое-то время ребенка рисование просто перестает интересовать. Но родители не готовы с этим смириться – ведь потрачено уже столько времени (а часто и денег), жаль бросать, да и вроде так хорошо получается. Важно понимать, что в том, что желание рисовать прошло, нет никакой трагедии, это был просто нужный ребенку в тот момент этап развития. Дальше он будет продолжать искать способы самовыражения и найдет их в чем-то другом: одни будут танцевать, другие – писать стихи, третьи увлекутся тяжелой атлетикой. Это нормально, далеко не все рисующие в детстве дети становятся художниками. К тому же, в будущем желание рисовать может вернуться уже в осознанном виде, иногда даже во взрослом возрасте.

Разговаривать с детьми об их рисунках

Источник фото https://www.pexels.com/ru-ru/
Источник фото https://www.pexels.com/ru-ru/

Обсудить вместе творение – это отличная возможность уделить ребенку внимание, наладить близкий контакт и укрепить связь, показать, что он и его внутренний мир нужны и интересны. Просто спросите, и юный художник с удовольствием расскажет вам целую историю о своем рисунке и его героях. Такие разговоры плюсом развивают фантазию, навык пересказа, умение четко выражать свои мысли и описывать чувства.

Когда в художественную школу?

Источник фото https://www.pexels.com/ru-ru/
Источник фото https://www.pexels.com/ru-ru/

Как мы уже сказали выше, в раннем детстве (примерно до школы) дети просто выражают себя с помощью рисования. С ними нельзя использовать какие-то методики, вводить строгие правила и объяснять, как надо. Здесь важно сформировать насмотренность, можно аккуратно доносить начальные знания в колористике, учить получать нужный цвет.

Ученикам начальной школы (7-10 лет) можно объяснять уже более сложные вещи (например, рассказать о правилах построения перспективы), но делать это стоит только если ребенок сам интересуется этим и хочет нарисовать более реалистичную картинку.

В художественные школы детей принимают примерно с 10 лет. И это тот возраст, когда им нужно объяснять правила и законы рисования. Но так как объем информации огромен, делать это нужно постепенно, отрабатывая все теоретические нововведения на практике. У подростков уже есть и большее понимание, для чего ему рисовать, и осознанность, и мотивация.

Окончив наш курс, вы научитесь видеть у детей чувство цвета, композиции, хорошую руку, выявлять перспективных учеников, работать с ними, мотивировать и помогать достигать успехов в рисовании!