Найти тему
газета Ноев Ковчег

АЗЕРБАЙДЖАН, «ТРИ БРАТА» И ЛОГОВО ТЕРРОРИЗМА

Очень похоже, что Южный Кавказ в очередной раз на протяжении своей многострадальной истории превращается в объект, центр внимания сильных мира сего. На сегодняшний день к ситуации в нашем регионе и вокруг региона проявляют интерес США, Россия, Евросоюз (Франция), Иран, Турция, Китай, Израиль, а теперь уже и Индия. Также понятно, что катализатором усиления интереса к Южному Кавказу стал очередной передел региона и сфер влияния в регионе в результате слома статус-кво вокруг Арцаха от 1994 года по итогам 44-дневной войны осенью прошлого года.

Еще год назад стало ясно, что в основе консенсуса между основными региональными игроками по вопросу агрессии Азербайджана и Турции в отношении Арцаха и Армении и, главное, оформления и закрепления ее итогов лежали далеко идущие планы относительно уже всего Южного Кавказа. А с учетом деятельного военно-технического вовлечения Израиля в 44-дневную войну на стороне Азербайджана – и планы относительно территорий, лежащих южнее Южного Кавказа. Именно данным негласным консенсусом и было обусловлено молчание Москвы, Тегерана, Брюсселя и Вашингтона в ответ на убийство армянских военнослужащих и мирного населения Арцаха всеми способами и посредством последних достижений современной науки, включая самые варварские в виде фосфорных боезарядов. Все вышеназванные центры силы ограничились многочисленными призывами к – внимание! – «сторонам конфликта» к миру. Четкую адресную поддержку армянскому народу, впрочем только на словах, выразила лишь дружественная Франция.

И вот с начала азербайджано-турецкой атаки не прошло и года, и вновь на границах региона, точнее Азербайджана, началось движение войск. Иран сконцентрировал на своих северных границах мощные войсковые соединения, начав военные маневры. С другой стороны границы, на территории Азербайджана и эксклава Нахиджеван, движение войск за последние годы стало привычным делом. Лишь за последние 5 лет Азербайджан и Турция провели более 50 совместных военных учений. А совсем недавно Азербайджан, точнее, его большой брат Турция додумался затащить на Южный Кавказ еще одного брата – Пакистан. В сентябре на территории Азербайджана, согласно сообщению Минобороны Азербайджана, состоялись военные учения с участием сил специального назначения Азербайджана, Турции и Пакистана, которые так и были названы – «Три брата – 2021».

О присутствии военных «четвертого брата» в лице Израиля на территории Азербайджана Минобороны страны по понятным причинам предпочитает умалчивать. Однако буквально на днях командование Корпуса стражей исламской революции Ирана сообщило о том, что Израиль располагает по меньшей мере одной военной базой на территории Азербайджана. Согласно данным иранской разведки, израильские военные были замечены на двух военных объектах недалеко от Баку – базах Кюрдамир и Насосная. Однако, судя по всему, активно используется лишь одна из баз. Израильские СМИ пошли еще дальше, не только сообщив о наличии на территории Азербайджана аж четырех авиабаз израильских ВВС, но и озвучив предположения о том, что данные базы будут использованы с целью нанесения авиаударов по территории Ирана.

Появление израильтян в Азербайджане дает ответ на один немаловажный вопрос. В ходе 44-дневной войны стало очевидно, что на вооружении Азербайджана стоят современные комплексы, в частности БПЛА, которые Израиль, как правило, продает лишь странам-союзникам. И до появления израильских военных баз было до конца непонятно, за какие заслуги Азербайджан мог быть причислен к союзникам Израиля. И конечно, дает ответ на главный вопрос о причинах нервозности Тегерана в связи с происходящим в Азербайджане. Высшие представители светской и духовной власти ИРИ за последний месяц озвучили десятки угроз в адрес Азербайджана в связи с нахождением на его территории «внерегиональных деструктивных сил». И все это сопровождалось и сопровождается передвижениями армейских соединений и военной техники у азербайджанских границ. Руководство ИРИ выразило крайнюю обеспокоенность действиями Баку, официально выразив надежду на урегулирование ситуации посредством вывода внешних сил из региона. Иранские военные круги считают, что все это необходимо пресечь превентивными ударами развернутых у самой границы с Азербайджаном реактивных систем залпового огня, а также тактических ракетных комплексов по арендованным Израилем с целью нанесения ударов по территории Ирана военным объектам.

Отдельной темой противоречий между Тегераном и Баку является присутствие в Азербайджане еще одних «братьев» Алиева – международных террористов. По оценкам дипломатического корпуса и военного командования Ирана, на оккупированных по итогам 44-дневной войны и примыкающих к северным границам ИРИ территориях Арцаха и сегодня размещены боевики, переброшенные Турцией из Сирии осенью 2020 года. Алиев, разумеется, привычно отверг все обвинения Тегерана относительно израильского присутствия в Азербайджане, потребовав соответствующих доказательств. В ответ на что 12 октября Тегеран официально указал на наличие документов, подтверждающих переброску террористических групп в Азербайджан во время 44-дневной войны.

Таким образом, приходится констатировать, что Азербайджан и Турция, а еще точнее – Алиев и Эрдоган, окончательно зарвались, взвинтив ставки в своей игре на Южном Кавказе до небес и пригласив с этой целью в регион не только Израиль, но и Пакистан. Действия «братьев» вполне закономерно привели к появлению в Армении министра иностранных дел Индии Субраманияма Джайшанкара. Ни для кого не секрет, что новоявленный «третий брат» Турции и Азербайджана – Пакистан, которого именно Баку привел в регион, является вражеской Индии страной, с которой у нее более чем полувековой конфликт вокруг штата Джамму и Кашмир. В этом свете появления представителей высшего индийского руководства в Ереване по логике следовало ожидать еще несколько лет назад, когда Баку с подачи Анкары только-только начинал активно заигрывать с Исламабадом. Именно Индия, а не Пакистан, Турция и даже Китай сегодня является самой быстрорастущей экономикой в мире. Индия сегодня – это страна, претендующая на постоянное членство в Совете безопасности ООН. Соответственно терпеть появление своего полувекового врага – полутеррористического Пакистана – на Южном Кавказе в ущерб своим геополитическим интересам Нью-Дели просто не будет.

Вне всяких сомнений, для Ирана все последние действия Алиева, Эрдогана и остальных «братьев» являются источником экзистенциальной угрозы безопасности и самому его существованию. Индия рассматривает происходящее с высоты своих растущих геополитических амбиций, основным фундаментом которых является геоэкономика. С этой точки зрения и Ирану, и Индии совершенно не нужен на Южном Кавказе «братский», или Зангезурский, коридор через Армению. Поскольку данный коридор существенно усилит дестабилизационный потенциал и возможности Азербайджана, Турции и – почему нет – Пакистана и Израиля. В силу тех же самых причин Тегеран и Нью-Дели сегодня заинтересованы в прокладке условного коридора с юга на север, который в перспективе свяжет между собой цепочку стран, начиная с Японии и заканчивая Европой. И прокладке в том числе через чистую от террористов территорию Армении, а не логово международного терроризма в лице Азербайджана. Баку и Анкара сегодня делают все возможное в направлении региональной дестабилизации посредством окружения Ирана с севера израильскими военными базами и террористическими ячейками. Отсюда реакция Тегерана. А привлечение в регион Пакистана придало появлению здесь же Индии практически необратимый характер.

Давид Степанян

https://noev-kovcheg.ru/mag/2021-11/7480.html