Найти в Дзене
Татарский Мир

Песенная культура нагайбаков

Татары – полиэтническая нация, отличающаяся культурным многообразием. Одной из составных частей большого татарского мира являются нагайбаки. Они возникли от казанских (арских) татар и ногайских мурз, которые после завоевания Казани Иваном Грозным приняли православную христианскую религию. После включения нагайбаков в 1736 г. в состав служилого казачества Оренбургского казачьего войска, они начали усваивать оренбургские казачьи традиции.

Нагайбаки имеют свои особенности, в том числе богатую песенную традицию, об особенностях которой музыковед Геннадий Макаров пишет в своей книге «Нагайбакские песни и музыкальные инструменты». Один из ранних пластов песенной культуры нагайбаков – это цикл песен, известный в народе как җыен көйләре (джиенные напевы), которые включают туй көйләре (свадебные напевы) и казак озату көйләре (напевы проводов казаков):

Атлар эйәрләдем нә мин китәргә,

Зәйенем, сылуым,

Кердем дә лә киңәшләр итәргә. (2 тапкыр)

Бирмәделәр киңәшләр, ай, китәргә,

Зәйенем, сылуым,

Инде генә ней хәлләр итәргә? (2 тапкыр)

Макаров Геннадий Михайлович
Макаров Геннадий Михайлович

Запряг я лошадей, чтобы уехать,

Любимая, красавица,

Зашёл просить совет. (2 раза)

Не дали совет уезжать,

Любимая, красавица,

Как же теперь быть? (2 раза)

Музыкально-фольклорное наследие нагайбаков включает в себя ряд песенных произведений, которые характеризуются наличием в них небольшой сюжетной линии, которая отражает широкий круг (трагических или комедийных) явлений повседневности, исторических, религиозных, мифологических легенд. Такова песня «Прекрасны прибрежья Гумбейки» (Бик эямьне Гөмбәй булары):

Эй, эямьне бит Гөмбәй буйлары,

Җитә торганыйы болын печәне.

Бик эямьне эйе әткәм белән печән чабуы,

Күңеллейе чалгы җануы.

Бик тәмнейе Гөмбәй сулары,

Бик эямьне эйе Гөмбәй буйлары.

-3

Эй, прекрасны прибрежья Гумбейки,

Там достаточно много сена на лугах.

Было очень приятно косить сено с отцом,

Весело точить косы.

Была очень вкусной вода Гумбейки,

Были прекрасны прибрежья Гумбейки.

Наконец, часть песенной традиции нагайбаков имеют много общего с общетатарским наследием. Таков, например, «Баит Сак-Сок»:

Идән җәймәмнең уртас’ алмалы,

Ике бәбкәмнең берсе калмады. (2 тапкыр)

Сәке җәймәмнең чите кыярлы,

Без очканнарны әнкәй тоярмы. (2 тапкыр)

У моего напольного коврика середина в яблочных узорах,

От моих двоих детей не осталось ни одного. (2 раза)

У моего коврика на нарах края в огуречных узорах,

Мама чувствует ли, что мы улетаем? (2 раза).

Песенная традиция нагайбаков включает большой массив сюжетов, образов, понятий, которые являются общими для всех групп татар. А сама нагайбакская музыкальная культура является очередным свидетельством в пользу единой татарской нации, базирующейся на общетюркской этноязыковой и культурной общности.