В ноябре РЖД представили очередной концепт спального некупейного вагона (в простонародье - "плацкарт", хотя от не уверен, что новый вагон можно по-прежнему именовать "плацкартом" - дизайн ушёл очень уж далеко от классики 1940-х годов). Это уже третья (или даже четвёртая?) итерация на протяжении последних двух-трёх лет и, судя по всему, этот вариант близок к окончательному. На Хабре в этой связи вышла большая статья, в которой новый концепт представлен со всеми подробностями.
Промежуточные итерации включали разнообразные игры ума, как то:
- смелые (я бы даже сказал, чересчур смелые) эксперименты с традиционным плацкартом - например, раздвижные окошки в перегородках между отсеками, шкафы с выдвижными ящиками и столами прямо посреди купе и тому подобные проявления сна разума. На этом этапе - всё оставалось в рамках стандартного вагонного габарита 1-ВМ - затем фокус разработчиков переместился на габарит 1-Т, знакомый по электричкам. Вагон стал шире на 28 сантиметра и на 73 сантиметра длиннее.
- после выкатывания на публику нескольких вариантов, включая "новый китайский капсульный плацкарт 2019 года" версия "ёлочкой", похоже, стала основной.
Отмечу, что на первоначальных эскизах "ёлочка" выглядела по-другому: доступ на полку был с торца, при этом планировались откидные столики как на нижних, так и на верхних полках.
К счастью, косячность такой компоновки стала очевидной ещё на стадии рисунков, до воплощения "в металле". И вариант "ёлочки", представленный натур-макетом в прошлом ноябре, существенно отличается в сторону лучшей эргономики.
Ещё в октябре 2020 года автор (под псевдонимом Papa Urban) предложил в комментариях к статье на Хабре свой вариант компоновки. С рисунками и пояснениями. Если кому интересно - это здесь и здесь. Хотя в той хабровской статье никаких комментариев от автора самой статьи на данный концепт не последовало, мне всё-таки лестно, что, вероятно, те предложения были услышаны и воплощены в макете. Ну, во всяком случае, мне приятно так думать.
Своей компоновке я посвятил отдельную большую заметку здесь, на Дзене. Вот ссылка.
Я, правда, решил остаться в рамках габарита 1-ВМ. Причины тривиальны - раз перевозки в плацкарте рассчитаны на не самую обеспеченную часть пассажиров и дотируются, то имеет смысл максимально (в разумных границах, конечно) уменьшить затраты, начиная со стоимости самого вагона. Очевидно, что бОльший вагон будет при прочих равных дороже меньшего. У меня вполне получилось вписать 52 места в стандартный вагон.
Зачем это всё?
Главная цель разработки - предоставить бОльшее спальное место. Полки в нынешнем плацкарте имеют длину 172 см (боковые) и 166 см (поперечные). Ширина, соответственно, 52-55 см и 60 см.
Вторая, попутная, цель - обеспечить некую изоляцию личного пространства.
Что же предлагается в новой компоновке?
Уточню - РЖД презентовало фактически не одну, а две компоновки. Точнее, две с половиной. Вот так выглядит первые полтора варианта - индивидуальные капсулы. Почему полтора? Потому, что нижние и верхние полки отличаются положением тела пассажира.
Я не буду касаться не принципиальных, хоть без сомнения и важных элементов - где и как размещены крючки, выключатели и светильники. Это всё вторичные аспекты, которые можно усовершенствовать позже. Я говорю именно о самом принципе компоновки.
Верхняя полка практически полностью повторяет мой концепт - ноги у прохода, голова у окна, в стороне от шума. В отличие от моего концепта ноги убраны в тумбочку, которая одновременно выполняет функцию стационарного столика. В моём варианте столик предполагался откидной. Признаюсь, что реализация от РЖД мне нравится больше моей ранней - меньше подвижных частей, нет загромождения полки.
А вот нижняя полка получилась, на мой взгляд, менее удачной.
Во-первых, голова оказалась около прохода. Во-вторых, здесь, так же как и на верхней полке, ноги убраны в тумбочку-столик. Как результат, в-третьих, ни при каких раскладах здесь не могут сесть два человека. В моём варианте стол поднимается из средней части полки, подобно тому как это работает на традиционных боковушках. Кроме удобства поездки вдвоём это также открывает полный доступ под полку - для багажа и для уборки.
В-четвёртых, очевидно, с целью компенсировать невозможность полноценного сидения вдвоём предлагается некий суррогат - поджоп... подпорка для (полу)стоящего гражданина. При этом эта подпорка-подставка представляет собой специально сделанную ступеньку. Не могу ничего сказать насколько эта перекладина будет удобной в роли сидушки, но предполагаю, что роль ступеньки ей дастся плохо. Видите ли, общепринято, что ступеньки должны быть строго одинаковыми - с равным шагом и равным профилем. Одни не должны выступать больше других. Иначе наверняка кто-то промахнётся мимо такой ступеньки в темноте и... короче, парни, так делать не надо.
В-пятых, в моём варианте вся нижняя полка целиком оформлена как одна поверхность. Это позволяет, например, разместиться маме и ребёнку до метра ростом на одном нижнем месте. В варианте же от РЖД в углу сделан провал, якобы для некоего высокого чемодана. Что, в общем, логично вытекает из идеи тумбочки-стола и цельной неразборной полки.
Наконец, в-шестых, данная компоновка от РЖД подаётся не как универсальная полноценная замена старого доброго плацкарта, а как решение для строго ночных поездов в европейской части страны. Об этом говорит и выбор габарита вагона, который можно эксплуатировать далеко не на каждой линии, и чётко артикулированная идея сугубо индивидуальных спальных капсул.
Так что, если за верхнюю полку Папа Урбан ставит твёрдую заслуженную пятёрку, то за нижнюю - только четвёрку, может даже с минусом. Если кто из участников проекта РЖД читает эти строки - прошу прислушаться к моему мнению. Сделайте нижнюю полку полным аналогом классической боковушки, с откидным столиком и сидениями для двоих. Таким образом закроются потребности 70-80% всех пассажиров, едущих по одному или по двое.
Теперь посмотрим на вторую компоновку
Предполагается, что этот вариант подойдёт для групп. Причём численность группы, очевидно, должна быть кратна четырём, так как пространство организовано в виде четырёхместных открытых купе (или секций). Причём разработчики настолько увлеклись "ёлочками", что не смогли остановиться и использовали ту же идею, что и для одиночных капсул. Честно - получилось не очень. Совсем не очень.
Поясню почему. Во-первых, от косых линий и острых углов рябит в глазах и колет в области мозга, ответственного за фэнь-шуй. Во-вторых, очевидно, размеры спального места здесь получились меньше. На картинке это явно видно. Помните такие школьные загадки про якобы равные треугольники, занимающие вроде бы одно и то же количество клеточек на бумаге? Так вот - это практический пример такой геометрической софистики. Цель была благая - организовать некое социальное пространство в виде прохода. В итоге пострадали размеры полок.
Также непонятно, как будут продаваться такие места? "Купе" надо выкупать целиком? Если же места можно купить по одиночке, в чём прикол и зачем нужны два (неравнозначных) варианта полок - один с лучшей приватностью и бОльшими размерами и второй, соответственно, похуже по всем статьям? Будет ли это как-то отражаться не цене? Как-то всё это осталось в тумане...
Вообще, эта схема с косыми купе не нова. В журнале "Техника-молодежи" аж от августа 1961 года инженер Абдуллин предложил точно такую же идею. Только в его случае это были полноценные закрытые купе, с дверями.
Очевидно, данная компоновка даёт очень малый выигрыш по сравнению с классическими купе, в основном за счёт уменьшения длины полок.
Для сравнения - в моей концепции кроме "косого" одиночного места было предложено полуторное место простой прямоугольной формы, шириной 110 и длиной 190 см. На таком месте можно спать вдвоём (взрослый и ребёнок или двое детей) или сидеть вчетвером.
И ещё раз - а зачем вообще это всё нужно?
Как я упомянул ранее, мой концепт рассчитан для стандартных габаритов 1-ВМ с целью полной замены плацкартных вагонов на всех маршрутах - как коротких ночных, так и многодневных. Концепт от РЖД делает ставку на более просторный габарит 1-Т, с ограничениями по географии рейсов и их продолжительности. С такими вводными непонятно зачем вообще заморачиваться какими-то новыми революционными решениями если бОльшие габариты позволяют просто увеличить размеры полок и купе до тех же заявленных 188 см длины.
Смотрите сами - как известно, ширина вагона 1-Т на 28 см больше, чем у 1-ВМ. Из этих 28 см добавим 22 см к длине поперечных полок и выйдем на искомые 188 см. Оставшиеся 6 см накинем к ширине боковушек - до 61 см. Также расширим купе на 13 см, так чтобы длина боковых полок также составила бы 188 см. Одновременно увеличим ширину поперечных мест - на 5-6 см, до 65-66 см. Общая длина всех девяти купе увеличится на 9 * 13 = 117 cм. Всего-то надо изыскать 44 см из длины вагона (в дополнение к 73, на которые вагон 1-Т и так удлиняется) и всё - дело в шляпе. Ну, если чуть уменьшить длины - до 183 см, то можно получить все полки - как поперечные так и продольные - одинакового размера = 182 х 66 см. Третьи полки сделать складными - для крупного багажа. Нет багажа - полки убираются и наверху просторно как в купе. Получится такой Плацкарт XXI, всем привычный и знакомый.
Если статья вам понравилась - ставьте лайк!
Если не хотите пропустить другие мои статьи - подписывайтесь!
Выскажите своё мнение в комментариях. Буду признателен!