Найти тему
Транспортная планета

До свидания, Татра!

Сегодняшняя статья на Дзене - вне очереди, незапланированная. Сегодня будет много фотографий и мало текста. Мы прощаемся с классическим московским трамваем, легендарным чехословацким трамваем Tatra T3, которые бороздили улицы столицы с 1963 года. В ночь с 19 на 20 ноября 2021 года последний линейный вагон МТТЕ трамвайного депо имени Апакова № 30157 закончил свою работу на 45 маршруте и зашел за ворота Трамвайно-ремонтного завода (где сейчас находится трамвайное депо имени Апакова) в 0.51 20 ноября.

Последние московские "татрообразные" - различные варианты модернизации Татры Т3 в 2000-е годы - в последние годы работали в двух трамвайных депо - имени Апакова, на маршрутах № 3, 9, 14, 24, 38, 45 и в Краснопресненском - на маршрутах № 10, 21, 23, 27, 28, 29. В Пресне работа Татр закончилась еще в четверг.

На смену Татрам в Краснопресненском депо вышли новые вагоны 71-911ЕМ "Львенок", а депо имени Апакова пока справляется за счет имеющихся вагонов 71-623, хотя в перспективе их заменят на новые вагоны 71-628М, которые скоро поступят в столицу.

Татры и Москва - две неразрывно связанные вещи, которые жили бок о бок на протяжении 58 лет. За это время сменилось несколько поколений трамваев, а вечные Татры всех из пережили, не пережили они только "Витязей". Скорее всего большая часть московских Татр уйдут работать дальше - в регионы - они уже практически все были распределены между трамвайными городами.

Уже мы попрощалось с ЛМ-99АЭ, как-то пропустили уход с улиц 71-619, теперь пришел черед Татр.

А пока посмотрим на фотографии, которые уже не сделать - ушедшая эпоха!

Первые Татры были с узким, длиинным маршрутоуказателем.

1970 г., Лесная ул., Tatra T3SU, фото: https://pastvu.com/p/53861
1970 г., Лесная ул., Tatra T3SU, фото: https://pastvu.com/p/53861

До 1976 года вагоны поставлялись в двухдверном варианте

1978 г.,  Сущевская ул., Tatra T3SU, фото: https://pastvu.com/p/336788
1978 г., Сущевская ул., Tatra T3SU, фото: https://pastvu.com/p/336788

1984 г., пр. Мира, маршрут № 5, Tatra T3SU, фото: https://pastvu.com/p/624527
1984 г., пр. Мира, маршрут № 5, Tatra T3SU, фото: https://pastvu.com/p/624527

В конце 1980-х годов на 5-ом маршруте, который соединял Медведково и метро "Белорусская" работали 3-х вагонные поезда из Татр Т3.

1988-1989 г., пр. Мира, Tatra T3SU, фото: https://pastvu.com/p/23196
1988-1989 г., пр. Мира, Tatra T3SU, фото: https://pastvu.com/p/23196

Сконца 1990-х годов Трамвайно-ремонтный завод начал модернизацию Татр Т3. Так эти вагоны получили новую "начинку", но сохранили традиционный облик.

2012 г.. конечная станция "Проспект Маршала Жукова", маршрут № 28к, вагон МТТЧ в классическом для 2000-х годов желто-белом окрасе.
2012 г.. конечная станция "Проспект Маршала Жукова", маршрут № 28к, вагон МТТЧ в классическом для 2000-х годов желто-белом окрасе.
2012 г.. конечная станция "Проспект Маршала Жукова", маршрут № 28к, вагон МТТЧ в тематической раскраске, посвященной 50-летию полета человека в космос.
2012 г.. конечная станция "Проспект Маршала Жукова", маршрут № 28к, вагон МТТЧ в тематической раскраске, посвященной 50-летию полета человека в космос.
2013 г., Калининский путепровод, маршрут № 30, СМЕ из МТТЧ в бежево-красной окраске появились в начале 2010-х годов
2013 г., Калининский путепровод, маршрут № 30, СМЕ из МТТЧ в бежево-красной окраске появились в начале 2010-х годов
2013 г., вагон МТТЧ взбирается на Калининский путепровод, маршрут № 30
2013 г., вагон МТТЧ взбирается на Калининский путепровод, маршрут № 30
2016 г., Волоколамское ш., вагон МТТЧ по маршруту № 23 соедуют к конечной у метро "Сокол".
2016 г., Волоколамское ш., вагон МТТЧ по маршруту № 23 соедуют к конечной у метро "Сокол".

В 2012 году для восстановления трамвайного движения по Лесной улице были модернизированы Татры Т3 в специальные вагоны с дверьми по обоим сторонам - МТТА-2. Со временем они стали работать не только 9-ом маршруте, но и на остальных. В 2018 году все МТТА-2 были переданы в Волгоград.

2017 г., Протопоповский переулок, маршрут № 19, вагон МТТА-2
2017 г., Протопоповский переулок, маршрут № 19, вагон МТТА-2

Со временем разнообразная окраска Татр Т3 стала исчезать, все вагоны стали перекрашивать в единый синий стандарт.

2017 г., Волоколамское ш., маршрут № 23, вагон МТТМ
2017 г., Волоколамское ш., маршрут № 23, вагон МТТМ
2017 г., конечная станция "Проспект Маршала Жукова". Польская Песа (71-411) на 31-ом маршруте и МТТА на 28-ом.
2017 г., конечная станция "Проспект Маршала Жукова". Польская Песа (71-411) на 31-ом маршруте и МТТА на 28-ом.
2017 г., Калининский путепровод, маршрут № 31, вагон МТТМ
2017 г., Калининский путепровод, маршрут № 31, вагон МТТМ

В конце 2010-х география татрообразных заметно уменьшилась. Они работали в основном на ряде маршрутов Краснопресненского депо (№ 10, 21, 23, 27, 28) и маршрутах депо имени Апакова.

2019 г., 1-ый Новоподмосковных переулок, маршрут № 23, вагон МТТМ
2019 г., 1-ый Новоподмосковных переулок, маршрут № 23, вагон МТТМ
2020 г., 1-ый Новоподмосковных переулок, маршрут № 23, вагон МТТМ
2020 г., 1-ый Новоподмосковных переулок, маршрут № 23, вагон МТТМ

В 2020-2021 годах татрообразные вернулись в Лефортово, Сокольники, шоссе Энтузистов, к Курсому вокзалу. В связи с нехваткой рабочих вагонов Песа (71-411) вновь были сцеплены двухвагонные поезда, которые работали на 6-ом маршруте.

2021 г., ул. Героев-Панфиловцев, маршрут № 6, СМЕ из вагонов МТТЧ
2021 г., ул. Героев-Панфиловцев, маршрут № 6, СМЕ из вагонов МТТЧ
2021 г., Авиационная улица, маршрут № 28, вагон МТТЧ
2021 г., Авиационная улица, маршрут № 28, вагон МТТЧ
2021 г., Авиационная улица, маршрут № 6, СМЕ из вагонов МТТЧ
2021 г., Авиационная улица, маршрут № 6, СМЕ из вагонов МТТЧ
2021 г., Авиационная улица, маршрут № 6, СМЕ из вагонов МТТЧ
2021 г., Авиационная улица, маршрут № 6, СМЕ из вагонов МТТЧ
2021 г., Авиационная улица, маршрут № 28, вагон МТТЧ
2021 г., Авиационная улица, маршрут № 28, вагон МТТЧ

До 2020 года встретить трамвай Татра Т3 в районе Комсомольской площади, Сокольников было не реально, но после передачи ряда маршрутов в депо имени Апакова это стало обыденным делом, правда не на долго.

2021 г., Русаковская улица, маршрут № Б, вагон МТТЧ
2021 г., Русаковская улица, маршрут № Б, вагон МТТЧ
2021 г., Русаковская улица, маршрут № Б, вагон МТТЧ
2021 г., Русаковская улица, маршрут № Б, вагон МТТЧ

Татрообразные на самой центральной линии, работали все время - практически с момента поступления вплоть до последних дней.

2021 г., Новокузнецкая улица, маршрут № 3 вагон МТТЧ следует к метро "Чистые пруды"
2021 г., Новокузнецкая улица, маршрут № 3 вагон МТТЧ следует к метро "Чистые пруды"
2021 г., Садовнический проезд, вагон МТТЧ следует 3-ему маршруту до Балаклавского проспекта. На остановке у метро "Третьяковская" всегда многолюдно.
2021 г., Садовнический проезд, вагон МТТЧ следует 3-ему маршруту до Балаклавского проспекта. На остановке у метро "Третьяковская" всегда многолюдно.

В последнее время на маршрутах работали только вагоны МТТЧ, все остальные были отстранены от эксплуатации и готовились к передачи в другие города.

2021 г., Таллинская улица, маршрут № 10, вагон МТТЧ
2021 г., Таллинская улица, маршрут № 10, вагон МТТЧ
2021 г., Таллинская улица, маршрут № 10, вагон МТТЧ
2021 г., Таллинская улица, маршрут № 10, вагон МТТЧ
2021 г., улица Кулакова, маршрут № 15, вагон МТТЧ
2021 г., улица Кулакова, маршрут № 15, вагон МТТЧ
2021 г., улица Кулакова, маршрут № 21, вагон МТТЧ
2021 г., улица Кулакова, маршрут № 21, вагон МТТЧ
2021 г., улица Кулакова, маршрут № 15, вагон МТТЧ
2021 г., улица Кулакова, маршрут № 15, вагон МТТЧ
2021 г., улица Кулакова, маршрут № 15, вагон МТТЧ
2021 г., улица Кулакова, маршрут № 15, вагон МТТЧ
2021 г., улица Кулакова, маршрут № 21, вагон МТТЧ
2021 г., улица Кулакова, маршрут № 21, вагон МТТЧ
2021 г., улица Кулакова, маршрут № 15, вагон МТТЧ
2021 г., улица Кулакова, маршрут № 15, вагон МТТЧ
2021 г., улица Катукова, маршрут № 15, вагон МТТЧ
2021 г., улица Катукова, маршрут № 15, вагон МТТЧ
2021 г., Авиационная улица, маршрут № 6, СМЕ из вагонов МТТЧ
2021 г., Авиационная улица, маршрут № 6, СМЕ из вагонов МТТЧ
2021 г., конечная станция №Проспект Маршала Жукова", маршрут № 28, вагон МТТЧ
2021 г., конечная станция №Проспект Маршала Жукова", маршрут № 28, вагон МТТЧ
салон вагона МТТЧ не отличается от салонов классических Татр Т3 последних годов выпуска.
салон вагона МТТЧ не отличается от салонов классических Татр Т3 последних годов выпуска.
2017 г., Калининский путепровод, маршрут № 23, вагон МТТМ
2017 г., Калининский путепровод, маршрут № 23, вагон МТТМ

И напоследок, видео поездки на трамвайном вагоне МТТЧ по 10-му маршруту от метро "Щукинская" до улицы Кулакова

Трудно представить, что только Татры Т3 составляли весь парк подвижного состава московского трамвая с 1974 по 1988 год на протяжении 14 лет. Всего в Москву за 25 лет поступило более 2000 экземпляров - это мировой рекорд!

С уходом Татр Т3 ушла целая эпоха. Пропал знакомый "татровый" писк ускорителей, исчез знакомый звук закрывания дверей. На Татрах закончилась эпоха трамваев с педальным управлением. Ну и конечно, теперь не увидишь эти вагоны в привычном пейзаже. Теперь на улицах лишь засилье "Витезей", разбавленных "Львятами" и Песами на Северо-Западе и 71-623 на городской сети.

Татра, прощай, а может - до свидания!

Исторические фотографии взяты с замечательного сайта PastVu.

Спасибо, что прочитали статью до конца. Подписывайтесь на канал, что бы не пропустить новые статьи.

Почитайте другие настольгические статьи:

ЛМ-99АЭ - петербургский трамвай на московских рельсах

Памяти Архангельского трамвая

Памяти Архангельского троллейбуса

По улицам трамвайного Архангельска

Трамвай ушел и рельсы разобрали: закрытые трамвайные системы России