Сегодняшняя статья на Дзене - вне очереди, незапланированная. Сегодня будет много фотографий и мало текста. Мы прощаемся с классическим московским трамваем, легендарным чехословацким трамваем Tatra T3, которые бороздили улицы столицы с 1963 года. В ночь с 19 на 20 ноября 2021 года последний линейный вагон МТТЕ трамвайного депо имени Апакова № 30157 закончил свою работу на 45 маршруте и зашел за ворота Трамвайно-ремонтного завода (где сейчас находится трамвайное депо имени Апакова) в 0.51 20 ноября.
Последние московские "татрообразные" - различные варианты модернизации Татры Т3 в 2000-е годы - в последние годы работали в двух трамвайных депо - имени Апакова, на маршрутах № 3, 9, 14, 24, 38, 45 и в Краснопресненском - на маршрутах № 10, 21, 23, 27, 28, 29. В Пресне работа Татр закончилась еще в четверг.
На смену Татрам в Краснопресненском депо вышли новые вагоны 71-911ЕМ "Львенок", а депо имени Апакова пока справляется за счет имеющихся вагонов 71-623, хотя в перспективе их заменят на новые вагоны 71-628М, которые скоро поступят в столицу.
Татры и Москва - две неразрывно связанные вещи, которые жили бок о бок на протяжении 58 лет. За это время сменилось несколько поколений трамваев, а вечные Татры всех из пережили, не пережили они только "Витязей". Скорее всего большая часть московских Татр уйдут работать дальше - в регионы - они уже практически все были распределены между трамвайными городами.
Уже мы попрощалось с ЛМ-99АЭ, как-то пропустили уход с улиц 71-619, теперь пришел черед Татр.
А пока посмотрим на фотографии, которые уже не сделать - ушедшая эпоха!
Первые Татры были с узким, длиинным маршрутоуказателем.
До 1976 года вагоны поставлялись в двухдверном варианте
В конце 1980-х годов на 5-ом маршруте, который соединял Медведково и метро "Белорусская" работали 3-х вагонные поезда из Татр Т3.
Сконца 1990-х годов Трамвайно-ремонтный завод начал модернизацию Татр Т3. Так эти вагоны получили новую "начинку", но сохранили традиционный облик.
В 2012 году для восстановления трамвайного движения по Лесной улице были модернизированы Татры Т3 в специальные вагоны с дверьми по обоим сторонам - МТТА-2. Со временем они стали работать не только 9-ом маршруте, но и на остальных. В 2018 году все МТТА-2 были переданы в Волгоград.
Со временем разнообразная окраска Татр Т3 стала исчезать, все вагоны стали перекрашивать в единый синий стандарт.
В конце 2010-х география татрообразных заметно уменьшилась. Они работали в основном на ряде маршрутов Краснопресненского депо (№ 10, 21, 23, 27, 28) и маршрутах депо имени Апакова.
В 2020-2021 годах татрообразные вернулись в Лефортово, Сокольники, шоссе Энтузистов, к Курсому вокзалу. В связи с нехваткой рабочих вагонов Песа (71-411) вновь были сцеплены двухвагонные поезда, которые работали на 6-ом маршруте.
До 2020 года встретить трамвай Татра Т3 в районе Комсомольской площади, Сокольников было не реально, но после передачи ряда маршрутов в депо имени Апакова это стало обыденным делом, правда не на долго.
Татрообразные на самой центральной линии, работали все время - практически с момента поступления вплоть до последних дней.
В последнее время на маршрутах работали только вагоны МТТЧ, все остальные были отстранены от эксплуатации и готовились к передачи в другие города.
И напоследок, видео поездки на трамвайном вагоне МТТЧ по 10-му маршруту от метро "Щукинская" до улицы Кулакова
Трудно представить, что только Татры Т3 составляли весь парк подвижного состава московского трамвая с 1974 по 1988 год на протяжении 14 лет. Всего в Москву за 25 лет поступило более 2000 экземпляров - это мировой рекорд!
С уходом Татр Т3 ушла целая эпоха. Пропал знакомый "татровый" писк ускорителей, исчез знакомый звук закрывания дверей. На Татрах закончилась эпоха трамваев с педальным управлением. Ну и конечно, теперь не увидишь эти вагоны в привычном пейзаже. Теперь на улицах лишь засилье "Витезей", разбавленных "Львятами" и Песами на Северо-Западе и 71-623 на городской сети.
Татра, прощай, а может - до свидания!
Исторические фотографии взяты с замечательного сайта PastVu.
Спасибо, что прочитали статью до конца. Подписывайтесь на канал, что бы не пропустить новые статьи.
Почитайте другие настольгические статьи:
ЛМ-99АЭ - петербургский трамвай на московских рельсах
Памяти Архангельского троллейбуса
По улицам трамвайного Архангельска
Трамвай ушел и рельсы разобрали: закрытые трамвайные системы России