Пять коллекционных книг с воспоминаниями и свидетельствами о тюремном заключении в России и СССР проданы за 170,000 рублей.
Источники: Wikimedia, Северный Аукционный Дом
Памятники искусства и культуры помнят и передают самые разные периоды и сферы российской истории и быта. В том числе напоминают они и о темных эпизодах и закутках страны.
В различных городах есть отдельные музеи с экспонатами тюремной тематики, которые отнюдь не превозносят эстетику заключения, а рассказывают никому не известные истории каторжан и заключенных.
Вместе с Северным Аукционным Домом мы решили вспомнить о нескольких лотах, которые так или иначе имеют отношение к тюремной тематике. Сегодняшняя подборка будет содержать книги и альбомы, на страницах которых прослеживается история заключенных прошлого.
Такие книги, как правило, издавались специальными ведомствами, были предназначены для служебного пользования и ограниченного распространения. В силу тех или иных обстоятельств они могли подвергаться цензуре и изыматься из библиотек. Поэтому сохранилось их совсем немного, зато каждый «доживший» до наших дней экземпляр стал настоящим коллекционным сокровищем.
Первый лот на сегодня — это первый том собрания 19-го века за авторством Сергея Васильевича Максимова под названием «Ссыльные и тюрьмы». На торгах в прошлом году за книгу заплатили 4,200 рублей.
Больше фотографий лота в источнике
Сергей Максимов был путешественником и писателем. По заказу российских властей в своих поездках на Дальний Восток он подробно описывал быт местного населения. Из его заметок сами чиновники порой узнавали, как обстоят дела в дальних губерниях.
В одну из таких поездок Сергей Васильевич заехал на сибирские каторги и своими глазами ознакомился с бытом ссыльных.
Очерки из поездки были секретно изданы Морским ведомством, именно под названием, вынесенным на страницы проданного лота. Издание было ведомственным, только для служебного использования.
Остальная империя увидела работу сильно позже и под другим заглавием — «Сибирь и каторга». Долгое время цензура ограждала читающие слои населения от горькой правды о каторжном быте.
Крайне редкий первый том носит характерное название — «Несчастные».
Еще один лот прямиком из 19-го века — Каталог Международной тюремной выставки 1890 года. На аукционе за него заплатили 8,000 рублей.
Больше фотографий лота в источнике
Что же это за каталог и что за жуткая выставка? Речь идет о профессиональном конгрессе, который прошел в Санкт-Петербурге и который стал настоящим светским событием. Делегации со всего мира прибыли, чтобы продемонстрировать «достижения тюремного дела».
Эти самые достижения включали как результаты арестантского труда, так и макеты тюремных помещений. В каталогах собирались наименования и описания этих странных экспонатов.
Такие вот мероприятия посещала благородная питерская публика в позапрошлом веке.
Проданный на аукционе каталог служил навигатором по российской секции выставки.
Последний лот имперской эпохи — это альбом фотографий, сделанных в начале 20-го века на сахалинской каторге. За него на аукционе заплатили целых 130,000 рублей.
Больше фотографий лота в источнике
На 107 фотографиях запечатлен со всеми подробностями быт каторжан начала прошлого века. Уникальный памятник давно прошедшей эпохи хорошо передает особенности повседневной жизни заключенных, обреченных на тяжелый труд в малопригодных для жизни условиях.
Есть довольно впечатляющие и любопытные сюжеты. Например, на одной из фотографий можно увидеть, как тушили загоревшуюся огромную тюремную баню.
Запечатлены и такие вроде бы канувшие в лету вещи, как последствия наказания заключенных кнутом, а также зачитывания смертных приговоров. Интересно и жутко смотреть на лица людей, вероятно, сгинувших на островах больше века назад.
Напоследок расскажем о двух советских лотах.
Первый — это незаконченный автобиографический роман «Записки заключенного» Павла Петровича Рассказова. За книгу заплатили 6,000 рублей.
Павел Петрович, начинающий революционер, попал в иностранное заключение, находясь у себя же на родине, в Архангельской области, сразу после Революции. Он был схвачен иностранными солдатами-интервентами, которые организовали каторгу или, если правильнее, концлагерь на острове Мудьюг.
Рассказов участвовал в восстании заключенных, но неудачно. Вместо свободы он получил новое место заключения — его перевезли во французскую тюрьму.
Павлу Петровичу удалось пережить ужасы заключения и вернуться свободным человеком на родину. Свои воспоминания он начал излагать в форме романа, но закончить его не удалось из-за внезапной болезни и последующего за ней раннего ухода из жизни.
Сама работа подверглась советской цензуре: книги изымались из библиотек, до наших дней сохранилось очень мало экземпляров. Оттого лот представляет огромную ценность. Проданный Северным Аукционным Домом экземпляр сохранился в оригинальной обложке, что также добавляет значимость лоту.
Последний лот на сегодня — еще один альбом с фотографиями заключенных, но уже из позднего СССР.
Название альбома 1980 года «Татуировки осужденных, их классификация и криминалистическое значение». На мартовском аукционе за него заплатили 19,500 рублей.
Больше фотографий лота в источнике
Автор этой редкой работы (всего 500 экземпляров) — легендарный Аркадий Григорьевич Бронников, участник Великой Отечественной войны, ветеран органов внутренних дел и один из главных советских экспертов в области тюремных татуировок.
За 30 лет службы он собрал одну из крупнейших коллекций фотографий наколок и издал несколько знаковых сборников, которые ценятся не только в России, но и за рубежом.
«Татуировки осужденных...» — редкое ведомственное нумерованное издание и одна из редчайших книг Бронникова, которая высоко ценится коллекционерами и исследователями тюремного быта.
Такова история этих лотов.
Ознакомиться с другими лотами и поучаствовать в торгах Северного Аукционного Дома можно на платформе bidspirit.
Следить за интересными лотами и работой аукционного дома можно в Instagram-аккаунте 👉 https://clc.to/hotnorthauction-insta
Публикация создана при поддержке Северного Аукционного Дома