Найти в Дзене
alexunited

Женщины в математике

Оглавление

В наше время можно встретить утверждения о том, что женщины в науке (в частности, в математике) подвергаются дискриминации со стороны коллег-мужчин. Можно также услышать и разговор о том, что женщин в науку "не пускают", создавая им препятствия при поступлении в ВУЗ и на экзаменах. Так ли это на самом деле?

По воспоминаниям Джона Литтлвуда, однажды Эдмунда Ландау попросили подтвердить, что Эмми Нётер была великой женщиной-математиком. Он ответил: "Могу подтвердить, что она великий математик. Того, что она женщина, обещать не могу".

Сексизм? Да, в первой половине двадцатого века считалось нормальным комплиментом для женщины сказать, что она делает что-то как мужчина. Сейчас тоже хватает сексистов, которые считают математику (да и науку в целом) чисто мужским занятием.

Великий математик Эмми Нётер. Сами судите, считать ли её женщиной...
Великий математик Эмми Нётер. Сами судите, считать ли её женщиной...

По статистике женщин-учёных меньше, чем мужчин. Но разве кто-нибудь возразит против величия, например, уже упомянутой выше Эмми Нётер или Ольги Ладыженской? Ладно, уж кто-нибудь всегда возразит. И, тем не менее, исторически женщины были представлены среди крупных учёных. Сталкиваясь порой с непониманием и неодобрением, но были.

Да, Нётер, несмотря на все её заслуги, не хотели принимать в должность приват-доцента в университете Гёттингена. Давиду Гильберту же это поведение коллег настолько не понравилось, что он сказал: "Не понимаю, почему пол кандидата служит доводом против избрания её приват-доцентом. Ведь здесь университет, а не мужская баня!"

Девочки в кружке

В "классическую" пору процент девочек в математическом кружке обычно был низким. Для поздних лет обучения (т.е. старших классов) на примерно десять учеников вполне нормально смотрелось, если девочка была одна (а то и ни одной). При наборе нового кружка, в среднем, девочек от четверти до трети (5-7 на группу в 15-20). Целый один раз в моей практике собрался кружок, в котором мальчиков и девочек оказалось поровну.

А одна из девочек к девятому классу добралась до заключительного этапа всероссийской олимпиады, и вообще все годы безальтернативно лидирует в этом кружке.
А одна из девочек к девятому классу добралась до заключительного этапа всероссийской олимпиады, и вообще все годы безальтернативно лидирует в этом кружке.

В физматшколах в последние годы девочек уже стало больше половины личного состава. Неудивительно, что находятся как довольные этим, так и недовольные. Да, хватает ещё сексистов, считающих, что девочкам не место в математике. Некоторые из них работают учителями в физматах и не стесняются делиться своими мыслями с собственными ученицами. И я даже больше скажу: многие носители этого мнения - ещё и женщины!

В кружках практически не бывает девочек со средними способностями: они либо сильные, либо слабые. Я обычно связываю это со стереотипами у родителей - если среднего мальчика отправляют на кружок, чтобы он свои средние способности развил, то среднюю девочку уговаривают поискать себе более "девчачье" занятие. Невозможно подсчитать, скольких крепких специалистов лишилась математическая наука из-за этого стереотипа.

Евгения Малинникова, учившаяся в ленинградском кружке в "классическую" пору, трижды выигрывала золото международной олимпиады.
Евгения Малинникова, учившаяся в ленинградском кружке в "классическую" пору, трижды выигрывала золото международной олимпиады.

Однако, есть и оборотная сторона. Подверженные феминистской повестке родители могут и переоценивать способности дочери, которая просто усидчива, но не талантлива - с мальчиками такое тоже случается, но реже (много вы видели усидчивых мальчиков младшего школьного возраста?).

Я сам был усидчивым в младшем школьном возрасте. Потом оказался талантливым - и начал лениться. Зато теперь лентяев не люблю!

Естественный Искусственный отбор

Сексизм - несомненное зло. Кощунственно запрещать ребёнку какие бы то ни было увлечения просто на том основании, что наши представления о его гендерной роли им противоречат. В любую сторону: девочки могут в машинки играть, а мальчики - в куклы. Девочки могут становится учёными и водить поезда, а мальчики могут становиться дизайнерами и готовить. Наши представления о гендерных ролях вполне могут быть правильными и логически обоснованными, но навязывать их никому не надо - тем более не надо навязывать их собственным детям, потому что это скажется на их к нам отношении.

Я за то, чтобы заинтересованные математикой дети любого пола шли в математику, а незаинтересованные - не шли. Я против того, чтобы отбор в науку оказывался разным для мальчиков и девочек.

В сборной России на международной олимпиаде 2022 года - сразу две девушки, и это хорошо. С 2011 года не было ни одной, и это тоже неплохо.
В сборной России на международной олимпиаде 2022 года - сразу две девушки, и это хорошо. С 2011 года не было ни одной, и это тоже неплохо.

Но до чего дошла феминистская мысль сейчас? Специальные призы для девочек на IMO, отдельная олимпиада для девочек (EGMO), стипендии и премии чисто для девушек, которые идут в науку... И самое интересное, что даже все эти усилия не выправили статистику! Наверное, сексистское сообщество учёных слишком активно сопротивляется всему хорошему...

Частично всё же выправили, процентное соотношение меняется. Но не так значительно, как хотелось бы сторонникам равноправия - до соотношения 50-50 ещё далеко.

Искусственный отбор и отрицательная селекция - это не метод решения проблемы. Бороться с дискриминацией дискриминационными же по сути путями - во-первых, идеологически вредно и, во-вторых, неэффективно. В идеале как раз нужно поддерживать любые мероприятия, на которых не происходит градаций по половому признаку, при этом осторожно ломать стереотипы в мышлении средних людей.

Потому что любая отрицательная селекция со стереотипами не только не борется: она их закрепляет, подтверждая, что девочкам, якобы, нужны не равные конкурентные условия, а тепличные, с преференцией: вот только если вдруг окажется, что вся причина низкой представленности женщин в математике действительно в этом (хотя лично я в это не верю), то ровным счётом ничего менять и не надо - пусть пробиваются те, кто сильнее!

А что же делать?

Если настоящие причины в стереотипах, то есть в головах, то ситуация со временем сама выправится, достаточно только не распространять и не поддерживать стереотипы. Наиболее убеждённые в своей правоте люди вымрут, а следующие поколения будут уже не так резко настроены.

Однако, в нашей (российской) культурной традиции стереотипы имеют удивительное свойство передаваться из поколения в поколение, несмотря на общее противостояние "отцов" и "детей".

Наверное, именно поэтому и избран путь агрессивного насаждения новых идей - чтобы противопоставить пропаганде стереотипа пропаганду нового стереотипа. Но только вот это не работает! И не сработает. Только если очень повезёт.

Вообще, агрессивная борьба "за всё хорошее" ведёт к противодействию со стороны тех, кто негативно воспринимает саму эту борьбу. Здоровый образ жизни, насаждаемый неприятными тётками со злыми лицами и противными голосами, или необходимость перетерпеть экономически тяжёлые времена, транслируемая толстыми дядьками-депутатами - тому отличные примеры. Народ не верит и поступает ровно наоборот.

Тяжело, даже практически невозможно выдержать "золотую середину" - отстаивая права одних, не задевать права других. Но - надо. Иначе борьба за равноправие превратится в войну. Которую, как и любую гражданскую, выиграть невозможно: все заведомо будут в проигрыше.

#математика #гендерное равноправие