Найти тему

Как узнать, какие профессии понадобятся завтра? Честный ответ — никак

Иллюстрации: Анастасия Лобова, Ведомости+1
Иллюстрации: Анастасия Лобова, Ведомости+1

После того как люди научились выплавлять металл и добывать электричество, из этих и других открытий появилась такая профессия — «инженер», редкая и высокооплачиваемая.

Но со временем эта самостоятельная, стоящая особняком профессия — «инженер вообще» — исчезла, растворилась во множестве других технических компетенций, вошла в них составной частью. Стали другими строительство, транспорт, развлечения, общественное питание — словом, все.

Та карта профессий, которая существует сейчас, и есть результат слияния инженерных навыков с другими компетенциями. Со времен Первой промышленной революции выработался принципиально другой подход к производству и прочим видам человеческой деятельности.

То же самое происходит сегодня с IT.

Ростки этой отрасли появились примерно полвека назад, на наших глазах она оформилась и сформировалась, а теперь IT-отрасль исчезает, прекращает самостоятельное существование, растворяясь во всех сферах нашей жизни.

Модные слова про цифровую трансформацию — они про то, как IT изменяет все. Беспилотники — это данные и датчики. IT в строительстве — это не только «попса» в виде 3D-печати домов, но и технологии, позволяющие мониторить точность возведения зданий.

Скорость, с которой появилась вакцина против коронавируса, — это показатель изменений биотеха. Список можно продолжать до бесконечности: так, уже сложно представить себе без цифровых технологий индустрию общественного питания, хотя, казалось бы, где повара, а где цифровая трансформация.

И вот, с одной стороны, программистов в чистом виде действительно станет меньше. Но дефицит людей, которым предстоит модернизировать и переводить на цифровые рельсы народное хозяйство всего земного шара, составляет несколько сотен миллионов человек.

Пока мы этот дефицит не восполним, никакой качественной трансформации и Четвертой промышленной революции не видать.

Трансформация пока идет «кусочно»: отрасли с более высокой нормой прибыли, предприятия которых в состоянии делать серьезные инвестиции в обновление кадров, программистов нанимают; более бедные ждут, когда насытятся премиальные сегменты рынка труда и очередь дойдет до них.

Если бизнес хочет выживать, он будет нанимать специалистов по цифровой трансформации в колоссальных количествах.

Так можно ли предсказать, в каких отраслях будут востребованы те же айтишники?

Теоретически можно.

Например, мы можем утверждать, что цифровая трансформация и связанная трансформация компетенций не минуют медицину, потому что за свое здоровье люди готовы платить последние деньги: современный человек категорически не хочет умирать.

В медицину уже приходят самые новые технологии, и эта сфера будет привлекать все больше специалистов завтрашнего дня. Но медицина — это очевидный пример.

Как правило, о востребованных «завтра» профессиях мы не знаем практически ничего.

Бизнес, который, по мнению общественности, должен «отвечать» за перемены, находится точно в таком же положении. Образовательные учреждения смотрят, в каких секторах сложился дефицит сейчас, и стремятся этот дефицит восполнить.

Они не будут готовить мифических специалистов «завтрашнего дня» просто потому, что такие услуги не будут востребованы, это раз, и никто не знает, что это за профессии — два.

Тем не менее я не хотел бы, чтобы у читателя сложилось представление, будто образование — отрасль, которая плетется в хвосте, с опозданием реагирует на перемены в экономике и ландшафт будущего не формирует.

Это не так по двум причинам.

Во-первых, цифровая трансформация происходит и в самом образовании. Во-вторых, люди в этой отрасли на кончиках пальцев чувствуют, какие требования к работнику как к человеку, к единице общества, этот завтрашний день предъявит.

Посмотрим, что происходит с таким элементом образования, как домашнее задание. С одной стороны, роль «домашки» была явно недооценена: будущее потребует от работников самостоятельности в принимаемых решениях, и где, как не в домашних заданиях, развить этот навык.

С другой, цифровая трансформация в образовании прекрасно иллюстрируется именно на примере «домашек».

Учитель — едва ли не самый дорогой компонент образовательного бизнеса. Потому что учитель — это человек, а все человеческое в цифровую эпоху становится очень дорогим.

Мне очень нравится такой пример. Мы не можем жить без сотовой связи, но тратим на нее в месяц примерно столько же, сколько на одну поездку в такси. Просто в сотовой связи мы не сталкиваемся с живым человеком, а в такси — сталкиваемся.

Именно присутствие водителя как пока незаменимого элемента делает поездки в такси неоправданно дорогими.

Если в старое время функция домашнего задания сводилась к тому, чтобы «подростки не шатались по улицам», то теперь это история о том, чтобы материал был усвоен, а учитель, самый дорогой элемент образовательного процесса, был бы освобожден от адского и непроизводительного труда по проверке домашних заданий, доверив это алгоритму, машине.

Естественно, освобождая учителя от ночных бдений над тетрадями, мы ждем более результативной и качественной работы на уроке.

Внедрение машинных алгоритмов в образование, часто критикуемое, на самом деле имеет еще более глубокие последствия. Я говорю о системе тестов, на которую сейчас переходят и в школах, и в вузах.

Известно, что чем быстрее реакция на сделанную ошибку, тем лучше усвоен материал.

Раньше тетради с контрольными работами ученик получал назад дня через три. Вникал ли он в то, что сделал не так? Конечно, нет, смотрел на оценку, и все.

Обратная связь была некачественной. Решая тест и тут же получая сообщение о своей ошибке, ученик действительно учится на ошибках, потому что все происходит здесь и сейчас, в процессе обучения.

В российской системе ценностей читерство (списывание, хитрость, обман) в образовании считается доблестью.

У сайтов с готовыми домашними заданиями 1,6 млрд посещений в год. Это означает, что средний ученик сто раз в год «домашку» списывает.

По сути, это дыра, куда утекают миллиарды, которые мы вбухиваем в образование. Мгновенные алгоритмы решат и эту проблему и сделают так, чтобы человек сидел и «врубался» в материал, а не списывал.

Без машинных алгоритмов мы вряд ли дойдем до персональных образовательных траекторий, потому что для внедрения оных нужно четко знать, что у человека в голове.

Как навигатору, который прокладывает маршрут, зная не только, куда, но и откуда мы едем. Задача технологий — непрерывно оценивать все знания, которые есть в голове у ребенка. Современная — назовем ее «аналоговой» — система довольно плохо оценивает степень усвоения знаний, полученных ранее. Сдал, оценку получил — значит, усвоил.

На самом деле надо постоянно представлять не только состояние текущих знаний ученика, но и то, что осталось у него в голове. Такой, простите за лихое сравнение, «гугл для мозга» ученику могут устраивать только алгоритмы.

Они позволят решить и другие застарелые задачи образовательной системы: дать каждому ученику информацию в том виде, в каком именно он лучше ее воспримет (картинка, текст, видео), и увеличить скорость обновления материала, которая в традиционной системе очень низкая.

От написания учебника до учебного процесса может пройти пять лет, на которые пришлась, например, «революция смартфонов», то есть материал готовился в одном мире, а применяется в другом.

Рассинхронизация сводит на нет попытки сделать образование интересным, геймифицировать его.

Дяди и тети, желая заинтересовать подростка, вводят в задачу Гарри Поттера, думая, что это очень молодежно, хотя уже выросло поколение, которое не знает, кто такой Гарри Поттер.

Не говоря уже о том, что достижения фундаментальной физики последних 20 лет в учебниках просто не отражены или отражены скороговоркой: много глав про Ньютона и один абзац про теорию струн.

Мне кажется, что противопоставление очного формата и технологий, о чем сейчас так много говорят, надуманно. Самое главное — это все-таки переход от обучения толпы к обучению человека.

Также важно преодолеть проблему современного образования, прививающего фрагментированный взгляд на жизнь и вещи. Взгляд должен быть комплексным. Сегодня знания по разным предметам между собой не связаны и, хуже того, не связаны с реальным миром.

Крайне важно установить правильную пропорцию между хард- и софт-скиллами, то есть практическим и академическим знанием, о чем, на мой взгляд, будут спорить еще долго.

Часто говорят, что в новой реальности человеку придется учиться всю жизнь. Вы удивитесь, но такие профессии уже давно существуют — например, стилисты или парикмахеры (неожиданно, да?).

Средний парикмахер учится не менее двух месяцев в году, потому что если ты не будешь знать веяния моды и свойства новых материалов — вон из профессии. Для них поучиться неделю в квартал — обыденность, а для нас — целое приключение.

Я не сомневаюсь, что уже скоро мы все будем жить, как парикмахеры, и искусственный водораздел между образованием и работой исчезнет. Уже не «переучивание», «переквалификация», что встречается редко и выглядит как подвиг, а просто — живешь и учишься.

Подписывайтесь на канал, например, чтобы узнать, как связаны
гигантский фикус и образование

---

Статья написана для "Ведомостей"