Когда эту фразу говорите вы, где-то внутри есть ощущение победы, не правда ли? Когда эту фразу говорят вам, где-то в районе солнечного сплетения что-то начинает отзываться.
Можно ли сэкономить на содержании юрлица?
1. Можно не платить госпошлину за регистрацию компании или ИП, если сделать это через банк, в котором затем вы откроете счет. Такие сервисы есть у многих банков, особенно у тех, кто ориентирован на обслуживание малого бизнеса.
Главное здесь – проследить за тем, чтобы к вам после регистрации вернулись основные документы: лист записи из ЕГРЮЛ/ЕГРИП, уведомление о постановке на учет, устав (для юрлица), уведомление о применении УСН. Также надо распечатать, подписать и хранить в папочке решение (или протокол) о создании юрлица.
Про уведомление о применении УСН: это прям «маст хэв» для предпринимателя. Иначе потом ИФНС загоняет вас как зайца по полю за эту бумажку.
2. На услугах юриста тоже можно сэкономить, если воспользоваться шаблоном устава. Да, такое теперь есть. Вот он: https://service.nalog.ru/statute/.
Можно также доверить разработку устава банку, через который вы потом отправите документы на регистрацию в ИФНС. Хорошо бы, конечно, перед этим разобраться в основных положениях устава, вникнуть в ключевые главы, ну а если учредителей много, то разумно будет все же либо обратиться к юристу, либо доверить изучение устава кому-то из тех участников, у кого уже есть опыт.
Еще лучше будет, если при наличии двух и более участников вы обратитесь к юристу для оформления корпоративного договора, и тогда вы сэкономите не на старте, а потом, когда будете бить горшки или делить прибыль или убытки. Да, делить надо научиться не только прибыль, но и убытки. И, оказывается, иногда предприниматели готовы к первому, но совсем не знают, что делать, когда пришла пора делить второе.
Очень важно, независимо от количества участников, проследить за тем, чтобы в уставе была отражена необходимость или ее отсутствие заверения подписей участников при вынесении каких-либо решений. Это тоже «маст хэв».
3. За последний год мир изменился еще больше, чем это происходит в последние два десятилетия. То есть спираль событийных потоков закручивается все сильнее.
Мы стали привыкать к удаленной работе. Поэтому можно сэкономить не только на офисе, но и на адресе регистрации бизнеса (если это юрлицо).
Домашний адрес учредителя нам в помощь.
4. Европа давно и счастливо живет без печати. С недавних пор обязанности иметь печать нет не только у ИП, но и у юрлица. Вот ссылка на закон: федеральный закон от 06.04.15 № 82-ФЗ. Об отказе от печати надо написать в уставе.
Хотя некоторые «дырки» в законодательстве все же есть, поэтому юрлицу все же печать иметь.
5. Чтобы на старте не переплачивать банку за РКО, можно выбрать тот банк, где тарифы за обслуживание счета меньше других, а при отсутствии движения денег вообще нет ежемесячной платы. После того, как вы начали активную финансовую деятельность, конечно, лучше перейти в тот банк, который отвечает вашим запросам на сервис: лучший валютный контроль, дешевле интернет-эквайринг, лояльные условия для снятия и(или) внесения наличных и проч.
Я уже писала о том, что топлю за экологичность банков, поэтому для меня number one это Точка. Она лидирует по всем позициям. Для меня и наших клиентов стоимость РКО для бизнеса представляет интерес в последнюю очередь, и я об этом регулярно пишу на этой странице. Поэтому если вам нужен хороший валютный контроль и (или) контакт с комплаенс, то вам в Точку.
Далее в моем списке Альфа-банк по адекватности и Сбербанк. В ТОП-13 вошел Тинькофф, поэтому туда тоже можно юрлицам.
Никакие банки типа Модуль или Бланк для бизнеса я не рассматриваю, ибо они за пределами ТОП-12 системно значимых банков. Ну и не забывайте про комплаенс (борьба за отмывание денег, ой, то есть против него), поэтому соберите мнения друзей-предпринимателей, почитайте блоги и отзывы о работе с банками.
Прошу с пониманием отнестись к моему выбору, ибо он основан не только на личном опыте, но и на опыте работы наших клиентов и нашей же финансовой службой во главе с главным банковским работником Олей, которую кто-то из клиентов еще лет пять назвал "ботом". Но это уже совсем другая история.
6. Отправляем все что можно на аутсорсинг.
Не стесняемся.
Те подразделения компании, которые не являются центром прибыли, можно смело отправлять на аутсорсинг: юристы, IT-поддержка, бухгалтерия, хранилище документов, складской сервис, доставка.
Вариантов как сэкономить на старте и не очень много. Хотя скажу про себя: я не сторонник везде и на всём что можно экономить.
Во-первых, это паранойя, во-вторых, все же наши траты — это оборот денег в экономике.
Поэтому чем больше мы зажимаем, тем меньше к нам возвращается.
Это немного «шизотерично» (то есть попахивает эзотерикой), но я не скрываю, что мне эта наука интересна.
Поэтому я за траты, но разумные.
К тому же если говорить о банках, которые предлагают бесплатные сервисы, то это сродни сервисам онлайн-бухгалтерии: важно не просто доверить все процессы с потрохами, но сделать так, чтобы подрядчик не накосячил.
А снизить риски к минимуму можно только одним способом - вникнуть насколько возможно глубоко самому, а затем контролировать по внешнему контуру. Это очень похоже на сочетание доверия и контроля сотрудников: без доверия не будет ответственности, без контроля не будет доверия. И найти в этом баланс – основная задача предпринимателя, если он хочет гармоничного, поступательного, мягкого движения вперед, к своей мечте.
Ваша Наталья Горячая
#мспживи